Чем сотрудники исправительных учреждений аргументируют отказы в лечении?

СНОБОбщество

Пытки медициной. Почему в российских тюрьмах не лечат подозреваемых в терроризме

Алексей Синяков

bb983e580f282358c99b3db83c3ecb7b17c4012636d89556af52b161fc198827.jpg
Иллюстрация: Мария Аносова

Любой заключенный в России имеет право на оказание ему медицинской помощи. Однако жители Чечни и Дагестана говорят об обратном: их родственникам, осужденным или арестованным по подозрению в терроризме, отказывают в лечении. При этом с 2015 года, после ввода российских войск в Сирию, количество осужденных по таким статьям растет. «Сноб» поговорил с юристами и родственниками тех, кого подозревают в экстремизме, и узнал у них, чем сотрудники исправительных учреждений аргументируют отказы в лечении и почему недопуск врачей можно считать пыткой.

«Первый день орал, на третий терял сознание, а потом тело ничего не чувствовало»

15 июня 2019 года в Дагестане задержали троих мужчин: Ислама Барзукаева, Гасана Курбанова и Мирзали Мирзалиева. В тот же день их родственницы направились к городскому отделу полиции Дербента. «Если мы сейчас начнем шуметь, то, возможно, наших мальчиков будут пытать на один час меньше», — так рассуждали между собой мать Ислама и тетя Гасана. «Мы стучались в дверь полиции, но нам говорили, что мальчиков там нет, — вспоминает тетя Гасана Зейнаб. — Это был субботний день. Как правило, людей задерживают в пятницу вечером, потому что в отделении большинство сотрудников отсутствует, а на КПП говорят: “Мы ничего не знаем”. За эти два дня можно сделать все что угодно, чтобы человек подписал нужные бумаги».

Зейнаб знала про пытки со слов Гасана. В сентябре 2014 года его задержали на въезде в Касумкент при проверке документов, которых у него с собой не было. Зейнаб полагает: ему подкинули патроны, а также заставляли признаться в том, что он общается с одним из боевиков. В итоге суд присудил Гасану 10 месяцев заключения за незаконный оборот оружия. На свидании племянник рассказывал тете, как его сковывали «ласточкой» (связывание между собой рук и ног за спиной) и били током. «Первый день я орал, на третий день просто терял сознание и приходил в себя. Потом тело ничего не чувствовало», — передает слова племянника Зейнаб.

17 июня 2019-го МВД Дагестана опубликовало видео, на котором Гасан и Ислам дают признательные показания. Гасан заявляет, что у него был обрез, а Ислам рассказывает про схрон, в котором находился пистолет Макарова и подствольные гранаты. Когда Зейнаб увидела видео, у нее началась истерика. 20 июня Зейнаб и мать Ислама Елена появились у горотдела с плакатами: на них были фотографии Гасана и Ислама, а также скрины с видео МВД, которые сопровождались подписями «До пыток» и «После пыток». Зейнаб говорит, что на скрине «После» у Гасана видны «синяки под глазами от побоев», а на видео «западают зрачки от ударов электротоком». Зейнаб и Елена считают, что их родственники могли дать признательные показания после физических издевательств.

Об этом же на судебном заседании рассказал сам Гасан: «Угрожают моей семье. Конечно, я буду давать любые показания, лишь бы их не трогали. А еще тебя бьют, забивают, и ты лежишь связанный, с пакетом на голове, тебя пытают током, отбивают ногу и угрожают, что если ты не дашь этих показаний…» После этих слов судья перебил Курбанова, попросив его прекратить рассказ.

Гасана и Ислама защищает адвокат Тагир Шамсудинов из «Правовой инициативы»*. Он говорит, что по факту сообщения о пытках следствием была организована проверка, но минимум семь раз выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Шамсудинов полагает, что проверка проводится неэффективно — потому что самих жертв пыток не опросили: Ислам и Гасан сказали следователю, что будут давать показания только в присутствии адвоката, однако следователь задокументировал, что они «отказались от дачи показаний по 51-й статье Конституции».

18 июня 2019 года председатель ОНК Дагестана Омар Омаров зафиксировал у задержанных «точки на пальцах рук, что говорит о том, что, скорее всего, их подвергали пыткам с помощью электротока» (документ есть в распоряжении редакции).

По словам Зейнаб, один из сотрудников правоохранительных органов применял к ее племяннику приемы единоборств: «Он хватал и бросал Гасана, а во время одного из бросков Гасан упал на стул и повредил себе ногу». Также, по словам Зейнаб, Гасана били по голове, чтобы не оставлять следов — «либо бьют дубинкой, либо наполняют полуторалитровую бутылку водой и наносят удары ей». Зейнаб рассказывает, что после задержания у Гасана начались проблемы со здоровьем: у него диагностировали черепно-мозговую травму, на одной из встреч со следователем ему понадобилось вкалывать обезболивающее от головных болей, а на второе заседание суда он пришел, опираясь на костыли.

«У меня саморезы в кишечнике»

В июле 2019 года на заседании суда Гасан сказал тете через решетку, что у него кровоточит кишечник: «Я перевязал крест-накрест два самореза и проглотил их». По словам Зейнаб, племянник думал, что родственники не знают о его местонахождении, и если попасть в больницу, то его будет легче найти. Но потом заключенный решил, что медицинской помощи все равно не дождаться, и передумал обращаться к врачам. О том, что ему нужно лечение, Гасан сообщил лишь месяц спустя в суде, — после этого в СИЗО ему сделали рентген. Со слов Гасана, которые передает Зейнаб, в итоге один саморез вынули, а второй остался внутри.

Адвокат Тагир Шамсудинов встретился с Гасаном после его перевода в СИЗО в Махачкалу: «Гасан смотрел в решетку [на окне] и говорил: “Вот бы мне сейчас вылететь отсюда, если бы я был птицей…” Потом говорил по делу, но впадал в ступор секунд на 10–15, а затем повторял то же, о чем говорил ранее». Тагир добавляет, что у Гасана были явные «проблемы с головой». «Гасан жаловался на головные боли и тошноту несколько месяцев: в СИЗО-1 Махачкалы устно, а в СИЗО-2 Дербента письменно, — но ответа на заявления не получал», — говорит его тетя. «Он не мог спать от боли; говорил, что были галлюцинации — он забивался под шконку, гонял воображаемых крыс и мышей», — рассказывает Зейнаб.

Гасану необходимо проходить лечение головы два раза в год, постановил частный врач, приглашенный в СИЗО: осенью и весной, когда будут случаться обострения последствий травмы (показания врача есть в распоряжении редакции). Ему назначили пять видов таблеток. При этом лечения сильных головных болей Гасан добивался полтора месяца: «Каждое утро был обход врача в СИЗО и каждое утро Гасан жаловался ему на боли и шум в ушах. Но лечения не было», — говорит Зейнаб. Она боится, что в будущем ему будут так же долго отказывать в лечении, а на почве постоянных болей могут развиться другие патологии.

«Собирайся в карцер!» — «За что?» — «Какая разница?!»

15 июня 2019 года Ислам Барзукаев ехал в Махачкалу. На дербентском посту он показал полицейским документы, проехал 10 километров, после чего ему преградили путь три машины. Мама Ислама Елена говорит, что неизвестные приставили пистолет к его виску и отвезли в Белиджи. Со слов Елены, задержавшие сказали Исламу: «Мы должны были тебя расстрелять вместе с машиной. Но так как твоя мать работала с нынешним министром обороны, мы тебя оставили в живых. Ты должен взять на себя 208-ю статью»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мне хотелось отомстить»: как прошлые отношения мешают строить личную жизнь «Мне хотелось отомстить»: как прошлые отношения мешают строить личную жизнь

Как следует проживать травматичный опыт отношений?

Psychologies
Цербер Святой Елены Цербер Святой Елены

Кем был генерал Хадсон Лоу?

Дилетант
10 мыслей, чтобы вернуть себе равновесие 10 мыслей, чтобы вернуть себе равновесие

Что делать, если переживания становятся тяжелым испытанием

Psychologies
Вопрос психологу: как перестать бояться отказа Вопрос психологу: как перестать бояться отказа

Я патологически боюсь отказов. С чем это связано?

Esquire
«Режиссеры смеялись, а я плакала»: звезду сериала «Фитнес» травили из-за ее веса «Режиссеры смеялись, а я плакала»: звезду сериала «Фитнес» травили из-за ее веса

Лёля Баранова призналась, что испытывала трудности с работой из-за фигуры

Cosmopolitan
«Я же включил поворотник!» 5 оправданий водителей, когда они неправы «Я же включил поворотник!» 5 оправданий водителей, когда они неправы

Какие опасные маневры водители оправдывают поворотниками и аварийкой

РБК
Домашняя талассотерапия Домашняя талассотерапия

Лечимся целебной морской водой, не выезжая на курорт

Лиза
9 элементарных заблуждений из нашей жизни, верить в которые просто стыдно 9 элементарных заблуждений из нашей жизни, верить в которые просто стыдно

Вырви из головы эти заблуждения раз и навсегда и выкинь куда подальше!

Maxim
Археологи раскопали на Тамани позднеантичный грунтовый склеп Археологи раскопали на Тамани позднеантичный грунтовый склеп

В погребении находились останки мужчины старше 50 лет

N+1
Хаши и нос Феллини. Ираклий Квирикадзе: Вспомни Тарантино! или Седьмая ночь на «Кинотавре» Хаши и нос Феллини. Ираклий Квирикадзе: Вспомни Тарантино! или Седьмая ночь на «Кинотавре»

История из ироничной и тонкой книги Ираклия Квирикадзе

СНОБ
Уложила и забыла Уложила и забыла

Топ-5 средств, которые меньше всего портят свежесть укладки

Лиза
«Давайте отрежем еще»: как пластический хирург выявляет непринятие себя у пациента «Давайте отрежем еще»: как пластический хирург выявляет непринятие себя у пациента

Дисморфофобия — навязчивое желание человека изменить свое тело

Psychologies
Перекошенное лицо, рубцы, инфекции: пластика, о которой пожалели пациенты Перекошенное лицо, рубцы, инфекции: пластика, о которой пожалели пациенты

Когда люди жалеют о пластике

Cosmopolitan
Антипартизанский подвиг. Можно ли отказаться от борьбы за страну ради себя Антипартизанский подвиг. Можно ли отказаться от борьбы за страну ради себя

Спорт — проекция состояния общества, основанного на ценности самопожертвования

СНОБ
«Проклятые экономики» «Проклятые экономики»

Отрывок из книги «Проклятые экономики» об экономических катастрофах разных эпох

N+1
Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова: Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова:

Екатерина Климова — о своих отношениях с детьми

Караван историй
Борис Эйфман: Чужое недоброжелательство — лучший стимул для творчества Борис Эйфман: Чужое недоброжелательство — лучший стимул для творчества

Интервью с Борисом Эйфманом

СНОБ
Пляжные фото звезд сериала «Настя, соберись!»: Аксеновой, Гришиной и других Пляжные фото звезд сериала «Настя, соберись!»: Аксеновой, Гришиной и других

Как звезды сериала «Настя, соберись!» выглядят в купальниках

Cosmopolitan
Какие плавки надевать на пляж, а какие — в бассейн Какие плавки надевать на пляж, а какие — в бассейн

Купальный дресс-код для настоящих джентльменов на отдыхе!

Maxim
Пирамида Finiko собрала миллиарды рублей и рухнула — но это не первый проект её создателя, где люди потеряли деньги Пирамида Finiko собрала миллиарды рублей и рухнула — но это не первый проект её создателя, где люди потеряли деньги

Главное о финансовой пирамиде Кирилла Доронина Finiko

VC.RU
Да, здравствует изобилие! Новый «Дастер» теперь доступен с турбомотором и вариатором Да, здравствует изобилие! Новый «Дастер» теперь доступен с турбомотором и вариатором

Проверяем новинку от Рено в деле

Maxim
Трудности переводчика Трудности переводчика

С какими проблемами сталкиваются переводчики

Forbes
Простые советы как не отравиться домашней едой Простые советы как не отравиться домашней едой

Основы безопасности пищевых продуктов от эксперта

Популярная механика
7 смертельных опасностей, которые поджидали наших предков прямо у них дома 7 смертельных опасностей, которые поджидали наших предков прямо у них дома

Двести лет назад не нужно было даже выходить из дома, чтобы неожиданно умереть!

Maxim
Надежда Серая. Человек без кожи Надежда Серая. Человек без кожи

Надежда Серая — первая и единственная жена Юрия Богатырева

Коллекция. Караван историй
Куда ты, «Наука»? Почему российский модуль пытался улететь с МКС Куда ты, «Наука»? Почему российский модуль пытался улететь с МКС

Разбираемся, что случилось с модулем «Наука» после стыковки с МКС

N+1
Как под копирку: 10 шагов к тому, чтобы стать такой же, как все Как под копирку: 10 шагов к тому, чтобы стать такой же, как все

10 способов замаскироваться под современные стандарты красоты

VOICE
Острова невезения. Похожа ли Белоруссия на Гаити Острова невезения. Похожа ли Белоруссия на Гаити

История убитого гаитянского президента Жовенеля Моиза

СНОБ
Актриса Сабина Ахмедова: Чтобы происходили перемены, нужны люди Актриса Сабина Ахмедова: Чтобы происходили перемены, нужны люди

Актриса Сабина Ахмедова — о проблемах домашнего насилия и харассмента

СНОБ
Зумеры о ресторане Моргенштерна на Большой Дмитровке Зумеры о ресторане Моргенштерна на Большой Дмитровке

Правда ли ресторан Kaif — кайф?

СНОБ
Открыть в приложении