Правила успешного питч-дека. Как презентовать стартап инвесторам и не дать им заскучать
Составление питч-деков — огромная индустрия и целая наука. Фаундеры пытаются найти формулу идеальной презентации, а в сети регулярно публикуются подборки «гениальных» слайдов, которые якобы помогли стартапам привлечь миллиарды долларов. Однако универсальных шаблонов, увы, не существует — иначе каждая вторая или третья компания на рынке была бы единорогом. Зато есть несколько правил, соблюдение которых позволит грамотно презентовать проект и завоевать доверие инвесторов как на этапе посевного раунда, так и на более поздних стадиях.
Красота спасет питч
Многие западные агентства, помогающие составлять корпоративные презентации и питч-деки, до сих пор используют устаревшие стилистические приемы. Достаточно посмотреть на шаблоны в PowerPoint или Keynote — тени, градиенты, плашки, цветовые решения не соответствуют духу времени. И такие продукты все еще пользуются спросом — посмотрите, например, на дизайн презентации Adobe для инвесторов.
Другой яркий пример — слайды японского конгломерата SoftBank. Компания управляет многомиллиардными активами, а ее презентация напоминает мем Graphic design is my passion. Кстати, основатель SoftBank Масаеси Сон лично участвует в создании слайдов — именно он попросил нарисовать свою компанию в виде гусыни, несущей золотые яйца.
В России крупный бизнес чаще поручает составление презентаций штатным дизайнерам. А поскольку в стране довольно сильная школа графического дизайна (спасибо советскому наследию и традициям ВХУТЕМАСа), то и слайды выглядят современными и интересными. Сравните, например, дизайн презентаций от Goldman Sachs и Сбербанка. В первом случае мы видим белый фон, классическую шаблонную верстку и исключительно графики, во втором — больше цвета, иллюстраций, использование градиента и других современных приемов. Конечно, инвесторы вряд ли обратят внимание на нюансы дизайна, но презентации просматривают не только они. Дизайн-язык формирует имидж бренда, в том числе в глазах соискателей, партнеров и b2b-клиентов.
Эстетика не играет определяющую роль, но она влияет на восприятие. Можно провести аналогию с владением английским — важно говорить грамотно и четко, но если вы делаете это еще и без акцента, то производите более приятное впечатление на собеседника. То же касается и красивых презентаций. Например, для демонстрации ключевых цифр лучше использовать контрастные цвета — пастельные оттенки или нечитаемые шрифты могут заставить инвесторов усомниться в достоверности данных. В зависимости от контекста можно использовать минималистичную и даже примитивную инфографику — стандартные стоковые иконки и изображения: главное, чтобы легко читался смысл.
Главное — фактура и динамика
В среднем инвесторы уделяют презентации 2 минуты 41 секунду, причем больше всего времени они тратят на изучение слайдов, которые рассказывают о команде, конкурентах и финансовых показателях. Инвестор и предприниматель Гай Кавасаки вывел правило 10/20/30: не более 10 слайдов, презентация не больше 20 минут, а размер шрифта не менее 30. При этом, как отмечают психологи, привлечь внимание нужно как можно скорее — в среднем человек сохраняет фокус в течение 8 секунд, и за это время нужно как минимум заинтересовать инвесторов.
На посевном раунде финансирования действительно лучше ограничиться 7–10 слайдами, которые должны отражать:
- продукт: покажите, какую проблему решает стартап и в чем его уникальность;
- масштаб рынка: каким потенциалом обладает выбранная ниша, какую целевую аудиторию вы способны охватить. Используйте контрастные элементы — например, визуально отобразите текущий масштаб рынка и его потенциал. Классический pie chart — это всегда беспроигрышный вариант;
- конкурентный анализ: таблица конкурентов с указанием преимуществ и недостатков;
- бэкграунд команды: краткие сведения о фаундерах и ключевых специалистах компании. Часто компании размещают черно-белые фотографии команды — это не лучшее решение. В целом фото участников не так важны, питч-дек — это не страница на Kickstarter;