Коротко о nocode-сервисах: зачем нужны, чем удобны, для чего не подойдут и где узнать о них больше
С их помощью можно проверить гипотезу, запустить MVP продукта, быстро начать продажи или автоматизировать бизнес, рабочие или личные дела. Но для более сложных задач они могут оказаться дороже и медленнее.
Nocode-сервисы — «многообещающая альтернатива» стандартной разработке, считает маркетинговый аналитик Codebots Шеннон Ингленд. С их помощью можно запускать сайты, приложения и другие проекты без программирования.
Вместо написания кода пользователю надо собирать визуальные блоки, как кубики Lego, и работать с встроенными базами данных и другими готовыми инструментами. Nocode подходит, например, нетехническим специалистам и предпринимателям, которым надо быстро и дёшево создать базовый проект без участия программистов.
По исследованию Gartner, к 2024 году более 65% разработки приложений будет заключаться в работе с nocode или lowcode-инструментами. Редакция vc.ru собрала короткий путеводитель по nocode:
- Чем полезны nocode-сервисы и в чем их недостатки.
- Какие есть сервисы и что можно сделать с их помощью.
- Где можно узнать про nocode больше.
Чем полезны nocode-сервисы и в чем их минусы
Nocode-платформы предназначены для быстрого создания ИТ-проекта и автоматизации рабочих процессов или личных дел:
- Запуск MVP продукта.
- Разработка сайта — от лендингов и визиток до интернет-магазинов и социальных сервисов.
- Разработка мобильного веб-приложения.
- Автоматизация работы через базы данных, CRM-системы, рассылки, ботов и сервисы приёма платежей.
- Создание корпоративных инструментов или личных планировщиков.
Например, с помощью nocode-сервисов можно с нуля запустить небольшой интернет-магазин с CRM-системой, формой оплаты, чат-ботом в мессенджерах, маркетинговыми рассылками и аналитикой.
Nocode не подойдут для создания высоконагруженных сервисов, сложных мобильных приложений, игр, проектов с технологиями машинного обучения или ИИ.
Для начала пользователю достаточно будет освоить конструкторы мобильных и веб-приложений — а затем подключать к ним дополнительные функции из других nocode-сервисов.
В чем плюсы nocode-подхода
- Простота — не нужно уметь программировать или нанимать большую команду специалистов, чтобы начать дело.
- Скорость — конструкторы позволяют быстро создать сайт или целый сервис за несколько дней или недель в зависимости от выбранных целей и инструментов.
- Дешевизна — себестоимость разработки зависит только от стоимости подписки на сервисы. Возможно, в каких-то случаях удастся обойтись и бесплатными версиями.
- Доступность правок — большинство конструкторов позволяют изменять и подстраивать под себя проекты с помощью готовых шаблонов или плагинов.
В чем минусы
- Базовые бесплатные версии сильно ограничены в функциональности — они могут подойти для «домашних» проектов или небольшого бизнеса. Но зачастую пользователю придется перейти хотя бы на самую дешевую версию подписки, чтобы получить доступ к нужным функциям. Например, к достаточному объёму хранилища или количеству доступных пользователю строк таблиц, проектов, операций в сервисах автоматизации и так далее.
- Nocode-проекты могут плохо масштабироваться — они будут работать медленнее и становиться дороже по мере роста бизнеса. Поэтому во многом могут упростить запуск лишь на начальных этапах.
- Часть сервисов замыкает пользователя на себе и не даёт перенести данные в другие продукты. Это может осложнить процесс масштабирования или перехода на другие технологии — поэтому нужно выбирать платформы, где данные либо стандартизированы, либо легко экспортируются.
- В большинстве случаев пользователь не может отредактировать код или самостоятельно написать новые функции для nocode-сервиса и вынужден довольствоваться тем, что есть.
Какие сервисы можно попробовать
Конструкторы сайтов, блогов, интернет-магазинов и лендингов
Webflow
Универсальный конструктор сайтов без кода. Например, с его помощью можно перенести макеты дизайна из Sketch и Figma.
Базовая версия бесплатная, но если число уникальных посетителей сайта превышает 25 тысяч человек в день, пользователь должен перейти на платную подписку (от $12 в месяц). Для магазинов с 500 товарами и более есть обязательная платная подписка — от $29 в месяц. Подписки дают и другие возможности — например, свободный выбор домена сайта.