Выбраться из сетей
Эмоциональный прессинг и угрозы обидчиков лишают потерпевшего способности здраво реагировать и принимать адекватные защитные меры. Мы собрали несколько типичных ситуаций агрессивного поведения взрослых и детей и обратились за рекомендациями к специалистам.
Ключ 1. Действовать по-взрослому
Ситуация. 24-летней Марии, учителю географии, доверили классное руководство над семиклассниками. Ученики сразу повели себя вызывающе: перебивают, обращаются на «ты», вынуждают Марию повышать голос и тайком снимают на видео, а потом рассылают в соцсетях. Одна девочка сообщила ей, что в ее отсутствие мальчики рылись в ее сумке, чтобы проверить, носит ли она с собой презервативы. Мария не понимает, уходить или попытаться переломить ход событий?
Решение. Мария оказалась перед серьезным вызовом – уйти и таким образом признать бессилие или завоевать авторитет и выстроить отношения с классом, который уже получил опыт превосходства над ней («с учителем так можно»). «Марии стоит посмотреть на ситуацию свежим взглядом, для чего выделить один урок на фиксирование фактов, – предлагает конфликтолог Евгения Неговорова, – отметить, что конкретно дети сказали, сделали, не интерпретируя их поступки. Опираясь на факты, легче сохранять спокойствие. Возможно, ученики не считают свои действия вызывающими и ведут себя так, потому что только такое поведение им понятно. Чему педагог может научить их в этой ситуации?» Заняв позицию «взрослый здесь – это я», Мария могла бы предположить, что конкретно толкает детей на подобные проявления. Возможно, они не знают, как выглядеть достаточно значимыми. Или видят уважение к себе в том, что их боятся. «Учительница не заложница детей, она может позаботиться о себе: уйти, остаться, обратиться за помощью к директору или родителям, поставить двойку, оставить на второй год, – объясняет конфликтолог. – А детям все эти варианты недоступны. И они выражают свою беспомощность, как умеют. И чтобы изменить их поведение, надо научить их удовлетворять свои потребности иначе». Фраза, с которой можно начать диалог: «Я увидела видео со мной в соцсети. Неожиданно. Это ваш способ показать мне, что я веду себя не так, как вы бы хотели?» Говорить следует спокойно и с желанием услышать ответ. Лучше обращаться к ученикам персонально и на «вы». Ребенок чувствует, когда его мнение значимо. «В большинстве случаев можно опустить разговор о прошлом, – советует Евгения Неговорова – Просто начните реагировать в текущих ситуациях иначе: с позиции человека, у которого возможностей больше, чем у детей». Стоит также помнить о цели своей профессии и иногда проговаривать ее вслух со всей возможной искренностью.
Ключ 2. Искать помощь
Ситуация. 16-летнему Ивану тяжело наблюдать, как сверстники издеваются над девочкой, очевидно психически нездоровой: она неделями ходит в одном и том же, сильно потеет, быстро приходит в ярость, даже может бросить стулом. Иван жалеет одноклассницу, но боится выразить сочувствие или остановить нападки: он убежден, что окажется тогда в зоне риска и будет «опущенным».
Решение. Иван описывает ситуацию насилия в условиях неравенства сил, и даже агрессивное поведение девочки не оправдывает такое поведение обидчиков. «Хорошо, когда в коллективе находятся такие подростки, как Иван, – достаточно осознанные для того, чтобы не включаться в коллективное унижение одноклассницы, – рассказывает психолог-консультант Андрей Дяченко. – Свидетель может испытывать по этому поводу любые чувства, винить себя и злиться за то, что не может помочь; бояться дать открытый отпор агрессорам и радоваться, что травят не его. Любые чувства нормальны – ненормально присоединяться к травле».