Вера Мухина создала главный советский памятник и культовую советскую посуду

Правила жизниКультура

Рабочий, колхозница и граненый стакан

Где пролегает граница между высоким искусством и промышленным дизайном? Для авангардистов 1920-х это было одно и то же. «Правила жизни» рассказывают о том, как Вера Мухина создавала главный советский памятник и культовую советскую посуду.

Записала Алина Халзагарова

Вера Мухина родилась в Риге в богатой купеческой семье – ее отец торговал пенькой. Родители ее рано умерли, и она воспитывалась в Курске, в семье дяди, – тот был человек строгий, крутого нрава, и, едва дождавшись окончания гимназии, Вера и ее старшая сестра Мария сбежали в Москву. Здесь Вера училась живописи. И она, и ее сестра были девушками красивыми – будущая звезда пролетарского искусства в юности обожала нарядные платья и светскую жизнь. Но зимой 1911 года с Верой случилось несчастье: катаясь с сестрой на санках с высокого берега, она врезалась в дерево и страшно повредила нос. «Я выбыла из строя почти на целый год, – писала она много позже в своей автобиографии, – изрядно поранив лицо в одной спортивной катастрофе, которой, в конце концов, и должна быть благодарна, так как она определила мой дальнейший путь».

Врачи вернули нос на место, но лицо Веры изменилось навсегда: широкое, со шрамами, которые не исчезли даже после десятка операций, оно стало жестким, почти мужским. Стремясь хоть чем-то утешить племянницу, дядя дарит ей поездку во Францию – там хорошие пластические хирурги. Но вместо того чтобы менять лицо, Мухина стала учиться скульптуре в мастерской Бурделя.

Париж начала 1910-х – лучшего города, подходящего для занятий искусством, просто не существовало. Это было место силы, где важные открытия в эстетике происходили в реальном времени. В мастерской Бурделя бывали и постимпрессионисты, и Пикассо. Сам он, ученик Родена, в скульптуре вдохновлялся импрессионистами. Бурделю претили ровные и гладкие поверхности, он стремился сделать скульптуру живой и дышащей, придать ей страсть, чувство.

Мухина возвратилась в Россию в 1914 году, собиралась остаться на пару месяцев. Но развернувшаяся война поменяла все планы, и вместо продолжения учебы в Париже Вера отправилась учиться на курсы сестер милосердия, а затем стала работать в госпитале на Арбате. Она проработала там три года – бесплатно, только ради того, чтобы быть нужной своей стране и городу. И именно там в 1917 году Вера встретила своего мужа, Алексея Замкова. Все родные были против их союза, это был чистейший мезальянс. Замков, крупный, неловкий, был сыном крестьянина из-под Клина. Но после революции родственники Мухиной эмигрировали, и она наконец стала совершенно свободной и смогла выйти замуж за избранника.

Мухина с мужем, 1935 г.

В 1918 году выжить в Москве было непросто. Наследство Мухиной оказалось недоступно, денег не осталось. Трудно было достать даже еду. Алексей Андреевич каждое воскресенье ездил в свое родное село Борисово, где принимал больных. Возвращался нагруженный: с хлебом, в руках по бидону с молоком, за спиной мешок с картофелем. Так и жили.

В 1920-е в Москве царил дровяной кризис, «работать по скульптуре» из-за холода было невозможно. В это время Мухина принялась за графические работы: делала иллюстрации для журнала «Красная нива», разрабатывала этикетки для продуктов питания и даже работала над костюмами для кинематографа: в фильме Якова Протазанова «Аэлита» 1924 года есть костюм Гора для Юрия Завадского, созданный ею по просьбе подруги Александры Экстер.

Вообще, у Мухиной было много работ, посвященных костюмам. Когда в Советском Союзе встал вопрос о моде для трудящихся, она вместе с подругой, модельером Натальей Ламановой, начала разрабатывать эскизы одежды для новой советской женщины. Их можно увидеть в журнале мод «Ателье», который вышел в 1923 году как альтернатива парижским модным изданиям.

К сожалению, журнал, среди авторов которого были Кустодиев и Петров-Водкин, оказался слишком эстетским и ориентированным на искусство. Представленные в нем воздушные модели были далеки от жизни советских работниц и крестьянок. Поэтому его закрыли, а Мухина и Ламанова пересмотрели свою концепцию и вскоре издали альбом «Искусство в быту». По эскизам из него видно, что Мухина подходила к образам и крою так же, как и к своим скульптурным работам, – с позиции художника-конструктивиста. В голодном 1925 году Мухина и Ламанова вместе создали коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешевых грубых материалов – ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи. В нее вошли шляпы из рогожи и бусы из хлебного мякиша, пояса, оформленные крашеным горохом, и пуговицы, выточенные из дерева. Коллекция произвела фурор на выставке и получила гран-при, а парижские модельеры планировали запустить на ее основе массовое производство одежды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Два рассказа о чертовой силе чтения Два рассказа о чертовой силе чтения

Два рассказа о чертовой силе чтения

Esquire
«Женщины в синем»: как появилось первое женское подразделение полиции в Мексике «Женщины в синем»: как появилось первое женское подразделение полиции в Мексике

Сериал «Женщины в синем» о первом женском отряде полиции в Мексике 1970-х

Forbes
Арт-крайм Арт-крайм

О тема искусства как объекта преступного посягательства! Она бесконечна

Правила жизни
Как отозвать персональные данные и зачем это нужно Как отозвать персональные данные и зачем это нужно

Как отозвать согласие на обработку персональных данных и когда это не получится

CHIP
Глава минпромторга Красноярского края: «Инвестиции растут на 25% в год» Глава минпромторга Красноярского края: «Инвестиции растут на 25% в год»

Красноярский край реализует инвестпроекты на триллионы рублей

ФедералПресс
Гид в уверенное будущее Гид в уверенное будущее

Какие специалисты помогают выстроить образовательную и карьерную траектории

РБК
Она — легенда: как Сьюзен Войджицки стала ролевой моделью для многих женщин в бизнесе Она — легенда: как Сьюзен Войджицки стала ролевой моделью для многих женщин в бизнесе

Почему Войджицки была не просто легендой в технологической индустрии

Forbes
Отдел замученных поэтесс: самые популярные новые женские музыкальные альбомы Отдел замученных поэтесс: самые популярные новые женские музыкальные альбомы

Женские музыкальные альбомы, которые объединили все новые тренды в поп-музыке

Forbes
Супер фреш! Супер фреш!

Что выбрать, чтобы освежить, уплотнить или даже реконструировать кожу

Собака.ru
Вкус ностальгии: блюда, которые были в каждой советской школьной столовой Вкус ностальгии: блюда, которые были в каждой советской школьной столовой

Вспоминаем, какие блюда подавали в каждой школе СССР

ТехИнсайдер
5 ошибок, которые мешают вам копить деньги 5 ошибок, которые мешают вам копить деньги

Почему у вас не получается накопить сумму на мечту?

Psychologies
Баклуши бить Баклуши бить

Кто из нас не мечтал хоть разок побить баклуши?

КАНТРИ Русская азбука
«Смерч 2»: блокбастер о девушке-метеорологе, которая бросила вызов торнадо «Смерч 2»: блокбастер о девушке-метеорологе, которая бросила вызов торнадо

«Смерч 2»: больше, чем захватывающий фильм-катастрофа

Forbes
«Всюду одно растление и разврат» «Всюду одно растление и разврат»

Андрей Платонов о том, как он не стал советским писателем

Weekend
Он терял кожу от любого удара, а теперь жмет от груди 150 кг! История редкой болезни «детей-бабочек» Он терял кожу от любого удара, а теперь жмет от груди 150 кг! История редкой болезни «детей-бабочек»

Дин Клиффорд бросил вызов смерти и ведет активный образ жизни!

ТехИнсайдер
Почему мигранты хамят, насилуют и убивают: объяснили психологи Почему мигранты хамят, насилуют и убивают: объяснили психологи

В последние годы в России участились нарушения закона со стороны мигрантов

ФедералПресс
Клоп — топ Клоп — топ

Никита Кологривый: между восторгом и порицанием

Men Today
Искусство керамики Искусство керамики

Как найти творческое хобби, которое в то же время будет полезно для ресторана

Bones
Новая реальность морских сражений Новая реальность морских сражений

Назначение БЭКов и особенности боевого применения

Обозрение армии и флота
10 вещей, которые лучше всего чистить спиртом: мнение профессиональных клинеров 10 вещей, которые лучше всего чистить спиртом: мнение профессиональных клинеров

Что можно чистить спиртом, а что — нет?

VOICE
Иди и дружи! Иди и дружи!

Как быть, если в книжках дружба есть, а в жизни ребенка – совсем наоборот?

Лиза
Про тех, кто вечно в шоке Про тех, кто вечно в шоке

Что такое аффектация простыми словами, рассказывает психолог Надежда Бримаер

Лиза
Разворот с Запада на Юго-Восток Разворот с Запада на Юго-Восток

О создании комплексной системы и развитии аграрной грузовой логистики

Агроинвестор
Перерыв на обед Перерыв на обед

Несколько доступных вариантов легкого обеда и перекусов в офисе

Лиза
Господин хороший: 10 главных ошибок мягкого руководителя Господин хороший: 10 главных ошибок мягкого руководителя

Почему чрезмерная мягкость руководства может оказаться не лучшим выбором

Forbes
Мысли вслух Мысли вслух

Антон Лапенко: из социальных сетей в большое кино

Men Today
Как научить себя высыпаться. Советы сомнолога Как научить себя высыпаться. Советы сомнолога

Врач-сомнолог делится практическими советами по улучшению сна

СНОБ
Умножение делением Умножение делением

Безусловный базовый доход: почему он не станет билетом в безбедную жизнь

РБК
Царство покоя Царство покоя

7 интерьерных секретов, которые помогут быстрее засыпать

Лиза
Сшить себе свободу: как швейная машина помогала женщинам бороться за свои права Сшить себе свободу: как швейная машина помогала женщинам бороться за свои права

Как в истории швейной машины отражается история женской эмансипации

Forbes
Открыть в приложении