Почему мигранты хамят, насилуют и убивают: объяснили психологи
В последние годы в России участились случаи нарушений закона со стороны мигрантов. Примером стал Приморский край — только за два летних месяца Владивосток не менее десяти раз содрогнулся от вопиющих преступлений, совершенных иностранцами. Самые громкие из них — нападение на семейную пару, попытка сбыта героина, групповое изнасилование, массовые драки, публичное обвинение россиян в нацизме, убийства и даже нарушение половой неприкосновенности детей. Почему люди, которые по своему желанию приехали жить и работать в Россию, позволяют себе поведение, которое было бы недопустимо в их родной стране? Какую роль в этом сыграли россияне? Эти и многие другие вопросы мы задали российским психологам, чтобы вместе найти корень проблемы.
Синдром отпускника и защитная реакция
Прежде чем приступить к глубокому погружению в теневую сторону миграционного вопроса в России, необходимо сформировать четкое понимание того, что из себя представляет среднестатистический иностранный специалист.
Опираясь на многочисленные социологические исследования, можно составить вот такой собирательный образ: типичный мигрант в России — это человек, стремящийся к улучшению своего экономического положения, но сталкивающийся с трудностями адаптации.
По мнению политтехнолога, политического психолога, руководителя организации «Мастерская VIP публичности» Александра Ершова, чтобы понять причины вызывающего поведения мигрантов, в первую очередь нужно помнить, что они попадают в чужеродную и часто враждебную им среду. Большинство воспринимают это как должное: подстраиваются, признают свою «второсортность» относительно коренного населения и стараются никого не раздражать.
«Примерно так ведут себя и большинство наших туристов, когда оказываются за рубежом, — стараются соответствовать. Но в любом социуме есть персонажи вроде Вована и Гены, отдыхающих в Турции («Тагил рулит!»), из комедийного шоу «Наша Russia». Так ведут себя люди, которые наконец вырвались из-под контроля надоевших им общественных норм. И они оттягиваются по полной, как подростки, чьи родители уехали с ночевкой на дачу. Это достаточно безобидная форма протеста, поскольку направлена против дисциплинарных ограничений тех стран, откуда мигранты приехали», — поясняет Александр Ершов.
Однако если протест и агрессия направляются в адрес страны пребывания, то начинаются проблемы, которые мы видим сейчас. По мнению психолога, такое случается, когда мигрант изначально считает себя морально выше местного населения: либо в силу превратного представления о религиях, либо потому что считает эту страну должной его народу за какие-то прошлые унижения. Ершов отмечает: это самый опасный тип, поскольку идейный.
Большинство же приезжих ведут себя вызывающе в ответ на недружелюбный прием: мигранты, которые приехали в Россию с добрыми намерениями, не согласны мириться с тем, что на них смотрят как на потенциальных террористов. Психологи и социологи неоднократно отмечали, что именно смесь обиды и страха побуждает людей к формированию своего рода «подпольной» субкультуры, где собственные нормы и правила становятся важнее общественных. В результате мигранты могут позволить себе действия, которые на родине были бы немыслимы, — принципиально игнорировать местные правила поведения и даже язык тех, кто их так не уважает и предвзято относится.