«И Канье приедет»: что происходит с русской музыкой и что с ней будет дальше?
Лето уверенно подходит к концу, отгремели главные музыкальные фестивали — самое время подвести итоги сезона. Самостоятельно погружаться в тему было бы опрометчиво, поэтому редакция позвала на помощь top of the top от теории музыки — Колю Редькина (автора канала «Брокен Дэнс») и Олега Кармунина (автора канала «История русской попсы»). Они ярко вывели контурную карту индустрии, объяснили, почему музыкальные жанры окончательно размылись, за чем идет слушатель и что надо делать артистам, чтобы не превратиться в авторов одного хита.
Олег Кармунин: Надо взглянуть правде в глаза: во многом действительно стало не очень. Причем если смотреть на чарты, то еще окей. Но стоит посмотреть лайнапы летних фестивалей — начинает съедать грусть и тоска. Печальные лайнапы фестивалей — это наша объективная реальность. Мы можем послушать музыку в телефоне — она есть, нормально все. Но нам особенно некуда ходить. И это грустно.
Николай Редькин: А знаешь, почему так происходит? Потому что мы живем в эпоху глобального и радикального импортозамещения. Поскольку нет возможности ввозить зарубежных хедлайнеров на фестивали, мы собираем вообще все, что есть из нашего. И выяснилось, что прослойка артистов, которые могут выступать на этих фестивалях, которые там будут уместно и классно звучать, которые вообще хоть что-то из себя представляют, —очень небольшая.
При этом подвижки тоже есть. По сравнению с прошлым годом и фестивалей стало больше, и артистов, участвующих в них, как будто тоже. Появились имена, которых не было в прошлом году, добавились музыканты, на которых в прошлом году не обращали внимания. Мне это очень нравится. Сейчас скажу одну вещь, которая кому-нибудь может показаться циничной: для инди-музыкантов эта пара лет — время возможностей.
Олег Кармунин: Ты сейчас рассуждаешь так, будто, если срезать верхушку, остальные потянутся, как в очереди. Как будто у нас есть замена людям, которые уехали или которых отменили. Но, на мой взгляд, в случае фестивалей это работает немного не так. На фестивалях и так были бы все эти инди-артисты — просто сейчас «срезаны» хедлайнеры, и народу придет гораздо меньше, потому что нет очень важных для нашей индустрии людей: «Сплина», Монеточки (признана иноагентом. — Прим. «Правил жизни»), Земфиры (признана иноагентом. — Прим. «Правил жизни»).
Я уже не говорю про западных исполнителей. Условная Земфира одним своим присутствием больше помогла бы этим инди-артистам. А если лайнап состоит в основном из малоизвестных имен, то на такой фестиваль, скорее всего, просто придет меньше людей.
С одной стороны, понятно, что жизнь стала немножко скучнее и в музыкальной индустрии стало меньше денег, меньше громких имен, меньше звезд. Да и звезды становятся все менее глобальными. А с другой стороны, мне почему-то кажется, что все равно люди придут на фестиваль: на тот же «Пикник Афиши», на Stereoleto и куда-то еще — и просто потому, что им хочется как-то развлечься и нормально отдохнуть.
Олег Кармунин: Вообще, я обратил внимание еще на одну вещь: поскольку у нас мало хедлайнеров, не то что фестивали теперь состоят из инди — вообще вся музыка становится немножко инди. И мне советуют вещи, о которых я слыхом не слыхивал!
Раньше был условно какой-нибудь фестиваль, а вокруг него — своя атмосфера, свой пузырь. А сейчас такое ощущение, что вообще вся наша музыка превращается в такие пузыри. Люди просто обитают в своих мирах и не знают, что происходит по соседству. Но зато в этом своем мире они очень активно слушают любимых артистов и их боготворят.
Николай Редькин: Это хороший тейк. Я думаю, что вообще с появлением быстрого интернета мы все разошлись по пузырям. Любители электронной музыки пошли слушать свое техно. Поклонники Земфиры сгруппировались вокруг странички Земфиры. Люди, которые любят рэп, отправились слушать рэп. А события, произошедшие после 2022 года, как будто еще сильнее количество этих пузырей увеличили — при этом сами пузыри стали меньше.
И я тоже все чаще встречаю людей, которые мне рекомендуют какие-то довольно нишевые на первый взгляд группы. Но потом смотрю и понимаю, что у этих групп есть приличное количество слушателей на разных платформах.