Отец Андрей Щенников рассказал о том, как живет церковь в эпоху потребления

Правила жизниКультура

«В мире еще есть что-то, способное заинтересовать»

Главный редактор «Правил жизни» Трифон Бебутов поговорил с отцом Андреем Щенниковым, руководителем православного проекта «ANTIПА», о том, как живет церковь в эпоху потребления.

Фотограф Евгений Сорбо

Трифон Бебутов: Давайте начнем с такого вопроса. У вас достаточно молодая аудитория – 20-летние и 30-летние. Как меняются запросы, с которыми они приходят? Отличаются ли они в своих духовных изысканиях от предыдущих поколений?

Отец Андрей Щенников: Ну, аудитория в церкви называется «паства». И паства, я думаю, действительно изменилась. Я пришел в храм в начале нулевых. И еще застал то поколение 1990-х, вместе с которым произошел первый взлет церкви. Все вдруг бурно расцвело. И в 1990-х, и в нулевых человек верующий ждал конца света. Я думаю, потому что пришли грешники, прожившие долгую жизнь. А сегодня молодой человек, который приходит в церковь, хочет ужиться с тем, что происходит в мире.

Трифон: Вы сказали про 1990-е, когда, очевидно, внутренняя потребность привела к росту паствы. Люди не понимали, чего ждать в будущем. И это непонимание привело их к поиску ответов, новых смыслов и т. д.

Отец Андрей: Вы сейчас хорошо сказали. Непонимание будущего.

Трифон: И если мы возьмем последние несколько лет, то получается, что нынешнее поколение увидело момент трансформации на ковиде. И позднее – трансформаций политических и прочих. То есть это тоже непонимание будущего.

Отец Андрей: Я с вами согласен. Это есть. Но интуитивно все это дает основание серьезнее смотреть на то, что происходит в церкви. Потому что церковь говорит: «Да, конец близок, история действительно кончается». Смертный мир кончается, а за ним начинается нечто другое. И этот смертный мир сейчас не приносит осязаемых плодов. Не может воссоздать радужную картину будущего.

Трифон: То есть проигрывает.

Отец Андрей: Этот мир, конечно, проигрывает, и только церковь может предложить некий выход. Но проблема в том, что этот выход, который есть начало чего-то нового, – его невозможно желать, его нужно именно почувствовать – почувствовать его дух. Дух воскресения – Святой Дух, – который дает надежду на век будущий. И несмотря на страх, с которым мы ухватились за землю, можно подняться и радостно идти дальше – там есть выход. А подняться хочется, потому что, когда ты наклонившись стоишь, – это рабское положение тела. Церковь дает надежду на то, что за смертью есть что-то большее. И, конечно, это вдохновляет человека.

Трифон: Что мы сегодня видим? Что в светской среде, в буржуазной, возникает мода – обращаться к религии. Я часто замечаю, как герои Патриков на роскошных автомобилях паркуются у церквей. Религия будто становится частью светского образа жизни. Вы это как-то фиксируете или считаете, что это наблюдение ошибочное?

Отец Андрей: Да. Наверное, такие приходят и в наш храм. Но я только приветствую это. Знаете почему? Помимо меня, помимо священника, в церкви есть Бог. Для человека, который переступил порог храма – хочет он того или нет, – по милости Божьей происходит некая трансформация. Бог есть любовь. И любовь действует всегда. И только на любовь отзываешься, и только ее желаешь, но ты должен сделать шаг для того, чтобы Господь ее дал. Даже если этот шаг обоснован вполне себе естественными человеческими смыслами. Господь говорит: «Мне все равно. Зато ты здесь». И дает.

Трифон: То есть точка входа не важна. А что дальше происходит?

Отец Андрей: Что касается нашего храма, я абсолютно честно говорю: «Мы, наш приход, – церковный притвор». Мы – первые врата. Через них заходит человек. Дальше начинается его путь, которой мы разделяем вместе. Он слышит церковное пение, с икон на него смотрят живые, исполненные любви глаза святых. Ты видишь Христа, видишь Богородицу. Ты здесь остаешься, и с тобой происходит чудо. Мы всего лишь приглашаем войти. Мы говорим человеку: «У нас все хорошо, зайди к нам, выпей кофеек, мы не будем сейчас тебе выедать сердце на тему того, что тебе нужно изменить свою жизнь. Ты можешь здесь просто посидеть, побыть в расслабленном режиме и, возможно, услышишь Божье слово, которое станет разрешением всех твоих недоумений, которые ты скрываешь за маской своей популярности (у нас много популярных людей), своей успешности (у нас много успешных людей), за любой маской.

Трифон: А кто на самом деле скрывается за маской?

Отец Андрей: За этой маской стоит испуганный человек, который ждет ответа годами, десятилетиями. Может быть, войдя сюда, он услышит что-то, что заставит его сбросить эту эфемерную маску. Скрываясь за ней, человек думает, что он такой и есть, хотя на самом деле не знает, каков он. Наше представление о себе во многом складывается благодаря обществу. Ты должен быть «таким-то», и вот я изо всех сил стараюсь, и мое счастье заключается в том, чтобы достичь образа, который предлагает мир. А в действительности мы другие. Великая и прекрасная мудрость человеческая – познать себя.

Трифон: Очень созвучно современности. Бесконечный поиск себя. Если мы начнем говорить на языке бизнеса – получается так. Через всю эту красоту вокруг вы ведете человека к сути. Расскажите, как это началось? Кафе, привлечение молодых классных архитекторов, дизайнеров.

Отец Андрей: Началось все с того, что я пришел в церковь. Моя жизнь до нее была очень активная и, знаете, успешная. С этим миром я общался на одном языке. Потом что-то произошло, и я как будто потерял…

Трифон: Почву?

Отец Андрей: Нет, даже не почву – ее я обрел наконец. Я потерял этих людей, потому что вошел в церковь очень радикально. Я сказал: «Нет, все, до свидания». Я начал новую жизнь. Я из того поколения 1990-х и нулевых. Но в то же время я чувствовал какую-то тоску и незавершенность. Смотрел на своих покинутых друзей и думал, что это не очень по-христиански – закрыть на них глаза. Поэтому я начал их просвещать. «Послушай, вот церковь, давай туда!» И видел, как люди пугаются этой моей неофитской истерики. Потом понял, что с людьми надо говорить по-человечески. Никого не надо насильно вести или призывать. Нужно сделать так, чтобы они, увидев меня, подумали: «Смотри-ка, он в подряснике, у него борода, но он нормальный. Такой же, как и мы. Но у него есть какая-то тайна, потому что он был одним, а стал другим. Наверное, он что-то знает. Больше, чем знал прежде. Интересно, что это за тайна, – пойду-ка посмотрю».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Все есть копия» «Все есть копия»

Как китайцы начинают работать над новым дизайном этого мира

Правила жизни
На средневековых предметах и росписях из Китая нашли желтые краски из растений На средневековых предметах и росписях из Китая нашли желтые краски из растений

В средневековом Китае использовали краски из гарцинии и китайского бархата

N+1
Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство

Как актуальное искусство будет развиваться в России

СНОБ
Никто не может трогать эту древнюю лестницу в храме Гроба Господня! Узнайте почему Никто не может трогать эту древнюю лестницу в храме Гроба Господня! Узнайте почему

Как деревянная лестница несет в себе историю религиозных споров и дипломатии

ТехИнсайдер
Запад на Востоке Запад на Востоке

Филолог Арсений Дежуров написал о диалоге между двумя великими цивилизациями

Правила жизни
Как корабль назовешь: познакомьтесь с Таней Андриановой и Кириллом Сергеевым, которые устраивают вечеринки на воде Как корабль назовешь: познакомьтесь с Таней Андриановой и Кириллом Сергеевым, которые устраивают вечеринки на воде

Создатели вечеринок на воде Cruise — о музыке и будущем проекта

Правила жизни
Кого поставить в угол Кого поставить в угол

Взрослые глазами детей: у них тоже есть к нам обоснованные претензии!

Лиза
В России представили новый кроссовер «Москвич 8»: все подробности В России представили новый кроссовер «Москвич 8»: все подробности

Кроссовер «Москвич 8»: все подробности об этом автомобиле

РБК
Старость в два захода! Ученые выяснили, когда люди резко стареют Старость в два захода! Ученые выяснили, когда люди резко стареют

Как ученые объясняют всплески проблем со здоровьем в определенном возрасте?

ТехИнсайдер
Пора по барам Пора по барам

Региональные бары все больше интегрируются в российскую культуру путешествия

Bones
Переплыть Амазонку и Ла-Манш: самые экстремальные заплывы в истории Переплыть Амазонку и Ла-Манш: самые экстремальные заплывы в истории

О пяти самых экстремальных заплывах в истории человечества

ТехИнсайдер
5 типов алкоголиков: к какому можно отнести вас? 5 типов алкоголиков: к какому можно отнести вас?

Наркологи распределили выпивающих людей на несколько групп

Psychologies
Почему нельзя выливать маринад от овощей Почему нельзя выливать маринад от овощей

Что бы ты ни делала, не выливай маринад от овощей в канализацию!

VOICE
Однажды в Белом море Однажды в Белом море

Соловки – фантастической красоты природа и наблюдение за белухами

2Xplore
Виктор Ерофеев — про Экзюпери, Олимпиаду в Париже и русскую культуру с одышкой Виктор Ерофеев — про Экзюпери, Олимпиаду в Париже и русскую культуру с одышкой

Писатель Виктор Ерофеев — о жизни как служении

СНОБ
3 факта об истребителе F-16 3 факта об истребителе F-16

Странное название и наследие подводных лодок: что надо знать про самолет F-16.

Maxim
От полосатой робы до красных галифе: изломы судьбы Мишки Япончика От полосатой робы до красных галифе: изломы судьбы Мишки Япончика

Как главарь одесских уголовников Мишка Япончик оказался в Красной армии?

Правила жизни
Шерстяное овцеводство: быть или не быть Шерстяное овцеводство: быть или не быть

Что может способствовать возрождению сектора производства шерсти?

Агроинвестор
Собрание автомобильных редкостей Собрание автомобильных редкостей

Об уникальных автомобилях, вошедших в историю

Зеркало Мира
Любовь Константинова: «Меня сопровождает стойкое убеждение: все будет по судьбе» Любовь Константинова: «Меня сопровождает стойкое убеждение: все будет по судьбе»

Всегда впускаю историю каждой своей героини максимально глубоко, под кожу

Коллекция. Караван историй
Шпана, гопники, хулиганы: как кинематограф работает с темой «пацанства» Шпана, гопники, хулиганы: как кинематограф работает с темой «пацанства»

Как с темой «пацанства» работает кинематограф и какие этапы эволюции она прошла

Правила жизни
Вступить в БРИКС. Зачем? Вступить в БРИКС. Зачем?

Что такое БРИКС и какое значение имеет блок в современном мире

ФедералПресс
Кто ты, мой новый герой? Кто ты, мой новый герой?

Слава Копейкин и Денис Косиков зажигают звезды

Men Today
Быстрее, выше, сильнее: лучшие фильмы и сериалы про олимпийские соревнования Быстрее, выше, сильнее: лучшие фильмы и сериалы про олимпийские соревнования

Вдохновляющие сериалы и фильмы про Олимпийские игры

Правила жизни
«От города ГУЛАГа к моногороду. Принудительный труд и его наследие в Воркуте» «От города ГУЛАГа к моногороду. Принудительный труд и его наследие в Воркуте»

С какими трудностями сталкивались новоприбывшие работники

N+1
Ветер с Юга дул Ветер с Юга дул

Краткая история «Унесенных ветром» в 50 пунктах

Weekend
Евгений Добаев: «Наш искусственный интеллект будет сильнее хакерского» Евгений Добаев: «Наш искусственный интеллект будет сильнее хакерского»

Уровень киберзащищенности организаций растет, но не так быстро, как хотелось бы

РБК
Избавиться от травмы: как, зачем и что будет после? Избавиться от травмы: как, зачем и что будет после?

Что делать, чтобы преодолеть травму и начать двигаться вперед?

Psychologies
Джордж Оруэлл и саморазвитие! Посмотрите, какие 7 книг советовал основатель Apple Стив Джобс Джордж Оруэлл и саморазвитие! Посмотрите, какие 7 книг советовал основатель Apple Стив Джобс

Стив Джобс и его литературные рекомендации: философия и взгляды на жизнь

ТехИнсайдер
«Участие бизнеса необходимо  на каждом этапе формирования  кадрового резерва» «Участие бизнеса необходимо  на каждом этапе формирования  кадрового резерва»

О роли бизнеса в создании кадрового потенциала для развития нефтегазовой отрасли

РБК
Открыть в приложении