«В мире еще есть что-то, способное заинтересовать»
Главный редактор «Правил жизни» Трифон Бебутов поговорил с отцом Андреем Щенниковым, руководителем православного проекта «ANTIПА», о том, как живет церковь в эпоху потребления.
Трифон Бебутов: Давайте начнем с такого вопроса. У вас достаточно молодая аудитория – 20-летние и 30-летние. Как меняются запросы, с которыми они приходят? Отличаются ли они в своих духовных изысканиях от предыдущих поколений?
Отец Андрей Щенников: Ну, аудитория в церкви называется «паства». И паства, я думаю, действительно изменилась. Я пришел в храм в начале нулевых. И еще застал то поколение 1990-х, вместе с которым произошел первый взлет церкви. Все вдруг бурно расцвело. И в 1990-х, и в нулевых человек верующий ждал конца света. Я думаю, потому что пришли грешники, прожившие долгую жизнь. А сегодня молодой человек, который приходит в церковь, хочет ужиться с тем, что происходит в мире.
Трифон: Вы сказали про 1990-е, когда, очевидно, внутренняя потребность привела к росту паствы. Люди не понимали, чего ждать в будущем. И это непонимание привело их к поиску ответов, новых смыслов и т. д.
Отец Андрей: Вы сейчас хорошо сказали. Непонимание будущего.
Трифон: И если мы возьмем последние несколько лет, то получается, что нынешнее поколение увидело момент трансформации на ковиде. И позднее – трансформаций политических и прочих. То есть это тоже непонимание будущего.
Отец Андрей: Я с вами согласен. Это есть. Но интуитивно все это дает основание серьезнее смотреть на то, что происходит в церкви. Потому что церковь говорит: «Да, конец близок, история действительно кончается». Смертный мир кончается, а за ним начинается нечто другое. И этот смертный мир сейчас не приносит осязаемых плодов. Не может воссоздать радужную картину будущего.
Трифон: То есть проигрывает.
Отец Андрей: Этот мир, конечно, проигрывает, и только церковь может предложить некий выход. Но проблема в том, что этот выход, который есть начало чего-то нового, – его невозможно желать, его нужно именно почувствовать – почувствовать его дух. Дух воскресения – Святой Дух, – который дает надежду на век будущий. И несмотря на страх, с которым мы ухватились за землю, можно подняться и радостно идти дальше – там есть выход. А подняться хочется, потому что, когда ты наклонившись стоишь, – это рабское положение тела. Церковь дает надежду на то, что за смертью есть что-то большее. И, конечно, это вдохновляет человека.
Трифон: Что мы сегодня видим? Что в светской среде, в буржуазной, возникает мода – обращаться к религии. Я часто замечаю, как герои Патриков на роскошных автомобилях паркуются у церквей. Религия будто становится частью светского образа жизни. Вы это как-то фиксируете или считаете, что это наблюдение ошибочное?
Отец Андрей: Да. Наверное, такие приходят и в наш храм. Но я только приветствую это. Знаете почему? Помимо меня, помимо священника, в церкви есть Бог. Для человека, который переступил порог храма – хочет он того или нет, – по милости Божьей происходит некая трансформация. Бог есть любовь. И любовь действует всегда. И только на любовь отзываешься, и только ее желаешь, но ты должен сделать шаг для того, чтобы Господь ее дал. Даже если этот шаг обоснован вполне себе естественными человеческими смыслами. Господь говорит: «Мне все равно. Зато ты здесь». И дает.
Трифон: То есть точка входа не важна. А что дальше происходит?
Отец Андрей: Что касается нашего храма, я абсолютно честно говорю: «Мы, наш приход, – церковный притвор». Мы – первые врата. Через них заходит человек. Дальше начинается его путь, которой мы разделяем вместе. Он слышит церковное пение, с икон на него смотрят живые, исполненные любви глаза святых. Ты видишь Христа, видишь Богородицу. Ты здесь остаешься, и с тобой происходит чудо. Мы всего лишь приглашаем войти. Мы говорим человеку: «У нас все хорошо, зайди к нам, выпей кофеек, мы не будем сейчас тебе выедать сердце на тему того, что тебе нужно изменить свою жизнь. Ты можешь здесь просто посидеть, побыть в расслабленном режиме и, возможно, услышишь Божье слово, которое станет разрешением всех твоих недоумений, которые ты скрываешь за маской своей популярности (у нас много популярных людей), своей успешности (у нас много успешных людей), за любой маской.
Трифон: А кто на самом деле скрывается за маской?
Отец Андрей: За этой маской стоит испуганный человек, который ждет ответа годами, десятилетиями. Может быть, войдя сюда, он услышит что-то, что заставит его сбросить эту эфемерную маску. Скрываясь за ней, человек думает, что он такой и есть, хотя на самом деле не знает, каков он. Наше представление о себе во многом складывается благодаря обществу. Ты должен быть «таким-то», и вот я изо всех сил стараюсь, и мое счастье заключается в том, чтобы достичь образа, который предлагает мир. А в действительности мы другие. Великая и прекрасная мудрость человеческая – познать себя.
Трифон: Очень созвучно современности. Бесконечный поиск себя. Если мы начнем говорить на языке бизнеса – получается так. Через всю эту красоту вокруг вы ведете человека к сути. Расскажите, как это началось? Кафе, привлечение молодых классных архитекторов, дизайнеров.
Отец Андрей: Началось все с того, что я пришел в церковь. Моя жизнь до нее была очень активная и, знаете, успешная. С этим миром я общался на одном языке. Потом что-то произошло, и я как будто потерял…
Трифон: Почву?
Отец Андрей: Нет, даже не почву – ее я обрел наконец. Я потерял этих людей, потому что вошел в церковь очень радикально. Я сказал: «Нет, все, до свидания». Я начал новую жизнь. Я из того поколения 1990-х и нулевых. Но в то же время я чувствовал какую-то тоску и незавершенность. Смотрел на своих покинутых друзей и думал, что это не очень по-христиански – закрыть на них глаза. Поэтому я начал их просвещать. «Послушай, вот церковь, давай туда!» И видел, как люди пугаются этой моей неофитской истерики. Потом понял, что с людьми надо говорить по-человечески. Никого не надо насильно вести или призывать. Нужно сделать так, чтобы они, увидев меня, подумали: «Смотри-ка, он в подряснике, у него борода, но он нормальный. Такой же, как и мы. Но у него есть какая-то тайна, потому что он был одним, а стал другим. Наверное, он что-то знает. Больше, чем знал прежде. Интересно, что это за тайна, – пойду-ка посмотрю».