В школе хорошо, а дома лучше?
Учить тригонометрию или неправильные глаголы без дневников, звонков и контрольных? Сторонники семейного обучения верят: стандартный набор предметов можно освоить и дома. И при этом дать ребенку нечто большее.
Семейному образованию в России уже четверть века. Когда в начале 90-х годов у родителей появилась возможность выбирать для ребенка форму обучения, это было символично: государство передавало гражданам право решать самим, что хорошо для них и их детей. С тех пор в России выросли целые сообщества «семейщиков»: те, кто сам прошел через это, помогают другим. Клубы родителей хоумскулеров (так на английский лад называют детей, которые учатся дома) есть в каждом городе-миллионнике, а тематические группы в соцсетях насчитывают десятки тысяч подписчиков.
Однако в решении забрать ребенка из школы многим чудится что-то подозрительное, если не сектантское. Еще больше тех, кто смотрит на идею со скепсисом: можно ли дома дать знания лучше, чем это сделают профессионалы? Не вырастет ли ребенок инфантильным, капризным, «диким»? Зачем, в конце концов, нужно столько возни, если до ближайшей СОШ рукой подать, и отзывы о ней неплохие?
Занятия в своем ритме
Если начать разбираться, становится ясно, что в образовании вне школы нет ничего «инопланетного». Достаточно посмотреть на выдающихся спортсменов и актеров – тех, кто не мог ходить на занятия наравне со всеми, кому требовалась индивидуальная программа. Среди хоумскулеров теннисистка Мария Шарапова, актеры Элайджа Вуд, Эмма Уотсон и Райан Гослинг. Последний поменял парту на письменный стол в своей спальне, потому что просто не ужился в школе: не мог усидеть на месте, вечно нарушал дисциплину (у мальчика даже диагностировали синдром дефицита внимания), да и с одноклассниками отношения не сложились. В итоге его обучением занялась мать. По словам актера, это дало ему «чувство самостоятельности, которое с тех пор никогда его не покидало».
По наблюдениям консультанта по семейному образованию Ольги Головановой, родители чаще всего забирают детей из школы после неудачного опыта, когда понимают: что-то идет не так. «Многие видят, что ребенок отучился шесть-семь лет, но не может проявить никаких особых знаний ни по одному предмету, – говорит она. – В начальной школе, как правило, все идет гладко, если повезло с учительницей. А потом программа усложняется, и начинаются трудности, стрессы. Родители хватаются за голову».
Переведя ребенка на семейное обучение, многие вздыхают с облегчением: не нужно будить его ни свет ни заря, думать о четвертных оценках, писать объяснительные из-за пропусков. Можно наконец сосредоточиться на главном: чему и как учиться. «Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок занимался по индивидуальному плану, – говорит Алексей Семенычев, президент Ассоциации развития семейного образования. – При этом подходе нет давления, погони за показателями: дети много гуляют, занимаются в кружках, ходят в музеи, что-то изучают и мастерят сами».
Интерес, а не принуждение
Желание защитить ребенка от перегрузок и создать ему комфортную среду – не единственный довод в пользу «развода» со школой. Немало родителей считают, что в школе ребенка не научат главному – самостоятельно ставить себе задачи и решать их, мыслить творчески и действовать не по указке. «Каждый ребенок по природе своей хочет учиться, и задача педагога в том, чтобы это желание разжечь или хотя бы не погасить, – продолжает Алексей Семенычев. – Лучший способ убить мотивацию – показать ребенку, что нам не важен его интерес, мы ждем от него только четкого выполнения инструкций. В семейном обучении мы, наоборот, стараемся учить ребенка тому, что ему интересно. Если это динозавры или улитки, прекрасно. Мы не только идем за интересом, но и направляем его. Было шесть кружков – осталось три. Все, что не интересно, рано или поздно отпадет само». Дело не только в самих занятиях, но и в чередовании пауз, смене деятельности: в домашнем обучении возможен более гибкий подход. Педагог и художник Алексей Карпов, который обучил таким образом троих своих детей, размышляет: «Как проходит школьный урок? Дети учатся, но параллельно они общаются – урывками, между партами. У ребенка есть потребность в общении, ему нужно, чтобы были приключения, ему требуется выплеснуть энергию. Когда он насытит свою жажду, то с большей охотой возьмется за занятия. К примеру, мой сын любил играть на гитаре. И боже упаси его трогать в этот момент. Но потом – да, он понимал, что нужно позаниматься. За счет того,