Шарлиз Терон: женщина, которая побеждает
В одном из первых своих фильмов Шарлиз Терон сыграла персонажа по имени Тина – девушку джазиста-ударника, пытавшегося преуспеть в одной из местных групп города Эри, штат Пенсильвания. Ее пышные светлые волосы и привлекательная внешность прекрасно вписывались в образ героини, убежденной, что девушек нужно водить в кино и рестораны, а не на школьное шоу талантов, где подают хот-доги. С самого начала фильма становится ясно, что такие отношения долго не продлятся, – это подтверждается спустя пару сцен, когда Тина заходит в стоматологический кабинет и влюбляется в своего врача (хороший, соответствующий характеру героини способ вывести ее из фильма).
Фильм назывался «То, что ты делаешь» (1996), и это был дебют Тома Хэнкса в режиссуре. Маленькая и поверхностная роль, доставшаяся Терон, – именно то, что Голливуд мог тогда предложить бывшей модели и танцовщице, пытавшейся пробить себе дорогу. Это все, на что актриса могла рассчитывать в то время.
Спустя более чем 20 лет все еще светловолосая Шарлиз Терон играет во «Взрывной блондинке» – недавно вышедшем неоновом боевике Дэвида Литча, где все внимание сосредоточено именно на ней. Актриса показывает свои возможности в самой брутальной и откровенной манере, начиная с первой сцены – в которой она, в синяках и шрамах, сидит в наполненной льдом ванной и жадно поглощает водку – до последней, где актриса ловко проходит через комнату, переполненную вооруженными мужчинами. Персонаж Лоррейн Бротон – это напоминание о том, как Шарлиз Терон настойчиво, подчас без лишнего шума, строила свою карьеру, играя сильных, травмированных и несгибаемых женщин, борющихся с гендерными стереотипами и нормами.
«Меня волновала не только долговечность моей карьеры. Я хотела пробовать себя в разных амплуа, – в интервью The Wall Street Journal актриса объяснила, почему отказывалась от шаблонных женских ролей. – Я осознала, что могу строить карьеру, которая удовлетворяла бы меня, просто отвечая отказом на некоторые предложения».
Роль грозного британского шпиона в конце холодной войны придает ее прочим воплощениям – воительнице Фуриосе в «Безумном Максе», голодной до власти королеве Равенне в «Белоснежке и охотнике 2», и холодной, расчетливой злодейке в восьмом «Форсаже» – новый, впечатляющий контекст. Но прежде чем стать полноценной звездой боевиков, Терон научилась твердо держаться в среде, в которой в основном доминируют мужчины. Справедливости ради стоит заметить, что это случилось задолго до «Ограбления по-итальянски», который вышел в 2003 году, – где-то между «Адвокатом дьявола» и «Правилами виноделов». Но глуповатый фильм Ф. Гэри Грея про грабителей, похожий на рекламный ролик для Mini Cooper, дал актрисе первую возможность сыграть с мужчинами по-крупному – она смогла на большой скорости погоняться по акведукам и тоннелям метро