Спецтема Лиза / Привет школа!
5 ошибок родителей
Первый класс – испытание не только для детей, но и для их близких. Зачастую мамы-папы, бабушки-дедушки переживают больше, чем сам ребенок, будто это они снова садятся за парту. И нередко их страх порождает мифы
Многие трудности первого года занятий связаны не с проблемами в адаптации ребенка к учебному процессу, а с отношением родителей к школьной жизни и обучению в целом. Большинство из убеждений, которые прочно укоренились в сознании мам и пап, являются надуманными. Другие же, пусть и вполне обоснованные, приводят в итоге к неверным действиям и нежелательным последствиям.
1. Задача школы – учить и воспитывать
Родители уверены, что учителя обязаны дать детям знания, привить им культуру поведения и духовные ценности, ведь это их работа. А им самим вовсе необязательно прикладывать какие-либо усилия, поэтому можно пустить учебу ребенка на самотек, предъявляя в случае проблем претензии педагогу.
Неверное представление.
Стоит понимать, что любое учебное заведение обеспечивает возможность получения знаний и навыков ребенком. А вот их отработка и контроль лежат на родителях. Ведь кто-то из детей легко втягивается в учебу, а кому-то нужно больше времени. При всем желании педагог не в состоянии учесть особенности каждого ученика. К тому же, воспитать ребенка можно только своим личным примером.
Что делать?
Необходимо быть в контакте с учителем и стараться прислушиваться к его рекомендациям. При необходимости заниматься с ребенком дополнительно дома, помогая ему быстрее адаптироваться и включиться в учебный процесс. Также надо прививать ему культуру поведения, духовные ценности: посещать музеи, выставки, театры.
2. Ребенок должен хорошо учиться
Он просто обязан все быстро схватывать, ведь от него больше ничего и не требуется. К тому же, в начальных классах даются основы, не разобраться в которых невозможно.
Неверное представление.
Далеко не все дети прирожденные отличники. Какой-то предмет твоему ребенку может даваться легко, а какой-то – с невероятными усилиями. Если он долго привыкает к учителям и одноклассникам, это тоже сказывается на обучении. Ожидая от своего чада только хороших оценок, родители выражают недовольство тем, что он не справляется, чего-то не умеет, сравнивают его результаты с чужими (старшего брата, одноклассника, своими собственными). В результате у ребенка снижается уверенность в себе, формируется заниженная самооценка, повышается тревожность, что приводит к ухудшению общего самочувствия и дезорганизации деятельности. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, увеличивают нагрузки: организуют дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания и чрезмерно контролируют выполнение. Это приводит к переутомлению и нарастанию проблем.
Что делать?
Постарайся объективно взглянуть на возможности своего ребенка. Поговори с учителем, школьным психологом и логопедом, чтобы понять, в чем заключаются трудности и выработать план по их преодолению. Старайся не ругать малыша за плохие оценки. Вспомни, что ты тоже была ребенком, и тебе тоже не все давалось легко, как это кажется сейчас.
3. Родители обязаны делать задания вместе с детьми
Они считают, что это необходимо, поскольку ребенку нужно объяснять материал, помогая с уроками.
Отчасти верно.
Да, редко кто из родителей вообще не притрагивается к учебникам детей. Большинству же приходится не только проверять домашние задания, но и вспоминать какие-то темы. Вот только мало у кого есть достаточно времени, чтобы понять, как именно детей учат решать задачи. Поэтому зачастую взрослые, пытаясь помочь ребенку с уроками, только сбивают его с толку: дают не то объяснение, а то и вовсе предлагают применить формулы из алгебры или геометрии для решения простейшей задачки уровня первого класса.
Что делать?
Не надо учиться ни вместо ребенка, ни вместе с ним. Вообще не употребляй слово «мы» в отношении обучения («Мы пошли в школу», «Нам задали уроки»). Ребенок – уже самостоятельная личность, и учиться он тоже может самостоятельно. При этом он должен знать, что всегда может обратиться к тебе за помощью, если не получается справиться с задачей. В этом случае подробно расспроси, что им объясняли на уроке, как они выполняли задания. Пусть он расскажет по тетради, что они делали в классе. Так он сможет еще раз отработать полученные знания и, возможно, сам поймет, как выполнить задание. Если нет – опирайся на объяснение в учебнике, а не выдумывай свой метод.
4. Надо стараться быть не хуже других
Каждая мама, общаясь с другими родителями, волей-неволей начинает сравнивать своего ребенка с их детьми. Кто из них успешнее в учебе, быстрее читает, лучше пишет, уже говорит по-английски? При этом маме очень хочется, чтобы любое сравнение было в пользу ее малыша.
Отчасти верно.
Такой анализ может быть полезен только для того, чтобы оценить, на своем ли месте находится ребенок. Если ты записала его в школу «с уклоном» или «сильный» класс, а он не дотягивает до уровня одноклассников, то такое обучение вряд ли пойдет ему на пользу. Скорее, отвратит от учебы и подорвет самооценку. Заниматься сверхурочно, нанимать репетиторов, пытаясь догнать и перегнать других, чтобы быть не хуже, – не лучший выход. Так же плоха и обратная ситуация, когда ребенок оказывается среди «слабачков». Это может затормозить его развитие и погасить интерес к учебе, ведь он уверен, что и так знает все лучше всех.
Что делать?
Твой ребенок – уникален. Он не читает 100 слов в минуту? Главное, что понимает прочитанное, а еще хорошо пишет. Он не ходит в спортивную школу? Для нормального развития вполне достаточно, что он гоняет мяч с друзьями во дворе. Когда тебя снова заденет очередное достижение чужих детей, задай себе вопрос: «Для чего это нужно?» Конечно, здорово говорить на трех языках уже в 7 лет. В будущем это поможет построить карьеру, но только в том случае, если ребенок научится простым навыкам общения и адаптируется в социуме.
5. Учеба портит здоровье и психику, поэтому не стоит напрягаться
Детей так нагружают, что у них падает зрение, портится осанка, снижается иммунитет. И вообще, как только начинается школа – детство заканчивается!
Отчасти верно.
Новая обстановка (учеба, общение с большим количеством людей), непривычная нагрузка (сидение за партой, часто в плохо проветриваемом помещении, чтение с доски). Все это, безусловно, сказывается на физическом, а часто и психологическом состоянии. И если не предпринять своевременных и правильных мер, здоровье действительно может ухудшиться. Но виновата ли в этом только школа? Может, ребенок редко гуляет, потому что загружен кружками и секциями, или постоянно сидит перед компьютером и телевизором?
Что делать?
Необходимо соблюдать режим дня: даже в выходные ребенку стоит придерживаться «рабочего» графика. Если он долго не может уснуть, это не повод разрешать ему играть на планшете или смотреть телевизор. Пусть почитает, сидя в постели, – это действует усыпляюще. Не забывай о прогулках: детям необходимо проводить на свежем воздухе 1,5–2 часа в день. И чем активнее будут занятия на улице, тем лучше для здоровья. Скорректируй меню, чтобы оно было полезным и разнообразным. А чтобы сохранить психологическое равновесие ребенка, старайся не давить на него и не ставить перед ним завышенных целей. Но не внушай, что учеба – это ерунда, и не стоит прилагать усилий. Если с самого начала он не привыкнет «работать», выполнять задания учителя, не усвоит основы, то с каждым годом ему будет только труднее. Да и плохие оценки больно бьют по самолюбию. Поэтому поддерживай его и направляй: без этого он пока не справится.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl