История вещей
Мы много рассказываем про интерьеры, созданные для заказчиков. И тем ценнее попасть в святая святых — дом самого мастера. Мы в гостях у известного петербургского архитектора Юлии Черкун, которая не только показала свой загородный дом, но и поделилась профессиональными советами, как заказчикам найти свой дом мечты и понять, что нужно для счастья.
Это Ваш дом, и здесь Вы выступили в роли заказчика и исполнителя. Расскажите, каково это быть на противоположной стороне, как Вы себя ощущали в этом качестве?
— Как ни странно, я не чувствовала себя в полной мере заказчиком, поскольку с собой мне нетрудно было договориться. Я даже запрещала себе только такую роль. С окончания Мухинского училища тогда прошло всего пять лет, и мне было в первую очередь интересно творить вместе со строителями и уникальными мастерами. До сих пор убеждена, что самая продуктивная форма создания домов, квартир или садов — когда есть союз единомышленников и творцов, клиента и архитектора.
Salon: Профессионалы часто направляют заказчиков, рекомендуют им учитывать историю места, архитектурный стиль, чтобы интерьер не противоречил духу самого места. А как обстояли дела с Вашим домом?
— Я уверена, что место, среда не только формирует растущего человека, но и влияет на проектируемый дом. История места, где мы построили дом, уникальна и любима многими поколениями петербуржцев. Залив, сосны, песчаные дюны, гранитные валуны. Дачная архитектурная традиция Курортного района Санкт–Петербурга формировалась на рубеже XIX–XX веков. Я её изучала и любила, ездила на этюды, не представляя, что когда-нибудь смогу продолжить эти традиции. Идея семейного дома возникла у нас от того, что мы в квартире сделали все перепланировки и поняли, что дальше неинтересно: зимний сад или балкон не пристроишь... Участок сохранился в исторических очертаниях, но на момент покупки напоминал непроходимую чащобу с мелкой порослью. Зато здесь были корабельные сосны и валуны от фундаментов финских домов, которые впоследствии легли в основу ландшафтных форм. Даже когда мы проводили земляные работы, нашли дорогу, мощённую большими булыжниками. Они потом стали эффектным историческим переходом, археологическим артефактом. А при устройстве дорожек и формировании ландшафта мы обнаружили под большими соснами «стоги» по производству древесного угля. Так что мы аккуратно исследовали археологию участка, стараясь сохранять, а не разрушать. Ибо работая в таких уникальных местах, надо руководствоваться заповедью докторов: «Не навреди». Отсюда вытекает концепция ландшафта вокруг дома, имитирующего природный, что абсолютно естественно: там, где корабельные сосны и валуны, Версаль создавать смешно.