Прорыв или пиар: что представляют собой мозговые имплантаты от Илона Маска
Компания миллиардера Илона Маска Neuralink недавно вживила свое первое устройство в мозг пациента. Цель исследования — помочь парализованным людям управлять электроникой силой мысли. Научный обозреватель Forbes Анатолий Глянцев разбирается, где в планах и делах Neuralink научная новизна, а где научная фантастика
Компания Илона Маска Neuralink вживила в мозг человека имплантат для управления электроникой на расстоянии. Техномиллиардер заявил в социальной сети X (бывший Twitter), что пациент оправляется после операции. Если устройство сработает как надо, полностью парализованный человек получит хотя бы малую часть самостоятельности, которую обеспечивают нам здоровые руки и ноги.
Обрыв на линии
Почесаться или щелкнуть пальцами — непростая задача. Головной мозг посылает электрический сигнал по спинному мозгу. Тот проходит по нервам до мышц руки и заставляет их сократиться. Разного рода рецепторы следят за движением и отправляют обратно в головной мозг информацию о ходе процесса, чтобы его можно было оперативно скорректировать. Мы не замечаем всей сложности происходящего только потому, что специально устроены так, чтобы ее не замечать. Животные научились двигаться гораздо раньше, чем мыслить, и практичная эволюция не стала вмешивать сознание в хорошо отлаженную систему.
Некоторые заболевания и травмы нарушают связь головного мозга с мышцами. Одно из самых тяжелых последствий «проблем со связью» — полный паралич всех четырех конечностей или квадриплегия.
Напрашивается решение: заменить естественные линии связи искусственными. По своей природе нервный импульс — это всплеск электрического поля. Его можно считать, расшифровать и передать на любое устройство, от ноутбука до протеза руки. Системы такого рода называются интерфейсами «мозг — компьютер» (ИМК).
Есть разные подходы к созданию ИМК. Например, можно снимать электрические сигналы с поверхности головы, как при обычной электроэнцефалограмме. Это самый безопасный метод, ведь он не требует хирургического вмешательства. Но и качество связи оставляет желать лучшего. Присоски ЭЭГ воспринимают суммарный сигнал обширных областей мозга. Это похоже на ровный гул толпы, в котором голос моторных (двигательных) зон коры теряет разборчивость. Подобные интерфейсы могут передавать простые команды вроде «запустить мотор инвалидной коляски», но с их помощью очень трудно координировать сложные и точные движения.
Еще один вариант — считывание сигналов с мышц, сохранивших подвижность. Подобным устройством пользовался ученый Стивен Хокинг, написавший свои поздние книги движением щеки. Но и такие системы далеко не идеальны в плане управления.