О важности темы отдельного человека в творчестве Е. И. Замятина

Знание – силаИстория

«Паутинка жизни»: судьба Евгения Замятина

Анна Кречетова

1 февраля мы отмечаем 140 лет со дня рождения Е. И. Замятина (1884— 1937), автора первой антиутопии, одного из основоположников стиля «неореализм».

Что знаем мы об этом человеке сегодня? Он был талантливым инженером и строил ледоколы, в то же время, как и многие, не избежал революционных иллюзий, связав свою жизнь с новой послеоктябрьской Россией – и, как мы понимаем, горько ошибся, в результате чего был вынужден эмигрировать. Роман «Мы» интересен нам сегодня как документ эпохи, когда автор, словно Д‑503, испытывает себя на лояльность тому социальному порядку, который окружает его. Некая лишняя часть организма, «душа», к счастью, успешно извлечена из его здорового тела, которое и далее может участвовать в священном построении Великого Интеграла. О важности темы отдельного человека в творчестве Е. И. Замятина – в предлагаемой вашему вниманию статье.

1.

Интересно название первого рассказа Евгения Ивановича – «Один». Вот уж, действительно – «multum non multa»1. Да, всего одно слово – но оно точно и емко вобрало в себя столь многое и содержит в себе больше простого названия рассказа – кажется, целую программу последующего творчества писателя. Действительно, предмет интереса Замятина – та самая человеческая единица, к которой весьма пренебрежительно отнеслись в первые годы после революции. Ну, согласитесь, на самом деле, что за «единица» – «кому она нужна!» «Единица – вздор, единица – ноль…» – вот так уверенно, «рукой миллионнопалой» впечатывал немного позднее Маяковский. А вот автора романа «Мы» наоборот почему-то всегда тянуло вглядеться в нее, в эту единичную человеческую фигуру, его так и тянуло посмотреть на нее повнимательнее и вдруг – чудо! – разглядеть в этом существе ту самую загадочную бессмертную сущность, о которой давно, конечно, еще в далекие доисторические времена было сказано: «Душа человеческая – образ Божий…» Печальным, понимающим взглядом всматривался в это странное существо художник, видя, как «под пеплом лица мигает и тухнет человечье, далекое».

1 «Multum non multa» – «многое, но не много» (лат.).

Интересно и то, что названием первого своего произведения Замятин сделал слово‑числительное, демонстрируя тем самым свою любовь к прямо противоположной литературе стихии – к стихии чисел, расчетов, вычитаний-умножений, к миру сложных задач и точных решений. Стремление соединить несоединимое, примирить непримиримое, эмоции и рацио, буквы и числа, кажется, всегда так и оставалось важнейшей целью Евгения Замятина, писателя и человека.

Как соединялись в его душе одновременно физика и лирика, каким образом удавалось ему уравновесить в себе алгебру и гармонию – вопрос еще до конца не проясненный. Но, наверное, эти две стихии в нем уживались, как это ни удивительно, достаточно легко. Поскольку и в инженерной деятельности, и в писательском труде Замятин добился, несомненно, многого. Несмотря на катастрофы, произошедшие со страной, этот художник слова не только не попал на первых порах под безжалостный, уравнивающий всех стальной каток репрессий, но напротив, успешно преподавал, его произведения выходили солидными тиражами как в России, так и за рубежом.

В первые годы после революции Евгений Замятин не слишком выделялся среди общего хора не вполне правильно думающих индивидов, хотя, понятно, он тоже был из тех, из «прежних», еще не вполне уничтоженных остатков «старого мира». Конечно, и социальное происхождение литератора оставляло желать лучшего – родители оба из духовной среды, отец – вообще преподаватель Закона Божьего в лебедянской прогимназии. Но вот тем не менее сын стал социалистом, в 1905‑м вступил в РСДРП, до 1917 года неоднократно подвергался арестам и даже высылке. Впрочем, арестовать его нашлось за что и после революции, в 1919‑м – кстати, на этот раз вместе с Блоком, а также с ближайшим другом Алексеем Ремизовым и Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным.

Портрет Евгения Замятина. Художник Ю. Анненков. 1921 год

И все-таки в 1920‑е еще могло показаться, что судьба к Замятину благосклонна – на фоне массовых расстрелов, жертв Гражданской и уже постоянных арестов несогласных он остается в писательской среде, считается одним из мэтров литературного творчества – да и просто, в отличие от того же Гумилева, с которым одновременно вел преподавание на петроградских литературных курсах в Доме Искусств – Замятин все еще жив. Но тем не менее в 1931‑м он вдруг обращается с письмом к Сталину и высказывает просьбу к советской власти не применять к нему высшую меру наказания, то есть не лишать его жизни, хотя непосредственной опасности расстрела на тот момент у Замятина как бы не было. Что же произошло? На самом деле все просто. Вполне очевидно, что в том «дивном новом мире», в том математически расчисленном социалистическом общем раю, который построили в СССР к 1930‑м годам, не нашлось места одной существенно важной части – или детали? – человеческого организма, известной под словом «душа». Она, как паутинка в синем осеннем небе улетела, влекомая ветром, и кто теперь знает, жива ли где и вернется ли с весенним теплом…

Вот Маруся – один из немногих, кажется, если не положительных, то по крайней мере страдающих образов замятинской повести «На куличках» (1914):

«– Паутинка, – поглядела вслед золотой Богородицыной пряже.

Перевела на Андрея Иваныча глаза и спросила:

– А вы когда-нибудь о смерти думали? Нет, даже и не о смерти, а вот – об одной самой последней секундочке жизни, тонкой вот – как паутинка. Самая последняя, вот, оборвется сейчас – и все будет тихо…

Долго летели глазами оба за паутинкой. Улетела в голубое, была – и нету…»

2.

Что ж, прямой опасности расстрела в 1931 году у Замятина, еще, кажется, действительно не было. «Высшей мерой наказания» он именовал тогда само лишение его возможности творить для читателя. Постепенно, но неуклонно и целенаправленно его произведения снимались с публикации либо оказывались объектами жесткой критики. Замятинская пьеса «Блоха» (1925), созданная по мотивам произведений Лескова, снята с постановок. Удивительно ли, что именно такая, до боли знакомая литературная судьба постигнет позднее одного из рожденных Замятиным «Серапионов» – а именно Михаила Зощенко?..

В письме к Сталину (оно сохранилось в автографе Алексея Ремизова) Замятин говорил, что для него невозможность творить действительно смерти подобна и просил советское правительство разрешить ему отъезд за рубеж. По ходатайству Горького просьбу Замятина удовлетворили, и по маршруту Рига – Берлин – Париж писатель отправился в свой трудный и печальный путь на Запад.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Двухсотлетний Тарас Двухсотлетний Тарас

Что не так в гоголевской хронологии истории Тараса Бульбы

Дилетант
Почти на миллион тонн больше потребности Почти на миллион тонн больше потребности

В России может быть выработано до 7 млн тонн сахара

Агроинвестор
О каждом пятом О каждом пятом

В XXI веке реабилитация нацизма вползла в наш мир

Дилетант
4 проверенных способа не срываться на детей 4 проверенных способа не срываться на детей

Как вернуть в общение с детьми радость?

Psychologies
Узнай лжеца по выражению лица Узнай лжеца по выражению лица

Физиогномика: метод определения личности человека или лженаука?

Зеркало Мира
Сегодня в меню: почему кинематограф стал одержим темой еды Сегодня в меню: почему кинематограф стал одержим темой еды

В последние годы кино и телевидение буквально захватили гастрономические проекты

Правила жизни
Норберт Нидеркофлер: «Я делаю ставку на молодежь» Норберт Нидеркофлер: «Я делаю ставку на молодежь»

Он превратил простую пиццерию в ресторан с тремя звездами Michelin

Bones
Украшение для окон Украшение для окон

Какие шторы сейчас в моде: персиковый цвет, природные мотивы и другие тренды

Лиза
Как вирусы могут изменить океан и помочь в борьбе с глобальным потеплением Как вирусы могут изменить океан и помочь в борьбе с глобальным потеплением

Ученые сосредоточились на вирусах, помогающих улавливать углекислый газ в море

ТехИнсайдер
Кульницы, мишурники и уррнака. «Питерские монстры» Веры Сороки Кульницы, мишурники и уррнака. «Питерские монстры» Веры Сороки

Сказки для взрослых, герои которых держат магазин неизданных и недописанных книг

СНОБ
Ближний Восток: гудбай, Америка! Ближний Восток: гудбай, Америка!

С какой целью США тратят миллиарды долларов в далеких заморских землях?

Монокль
Связь времен Связь времен

Самое важное в бизнесе – каждый человек в команде должен быть профессионалом

Grazia
100%-ный пациент 100%-ный пациент

Даниил Воробьёв: насколько контрастны и созданные им персонажи, и реальная жизнь

OK!
8 шагов, чтобы высказать претензии другу и не поссориться 8 шагов, чтобы высказать претензии другу и не поссориться

Что делать, «если друг оказался вдруг» не таким надежным, как вы надеялись?

Psychologies
Madonna Madonna

Madonna — самая коммерчески успешная певица в истории мировой музыки

ЖАРА Magazine
Ее собственная лига: как Тэйлор Свифт меняет экономику и аудиторию НФЛ Ее собственная лига: как Тэйлор Свифт меняет экономику и аудиторию НФЛ

Как, с помощью Тэйлор Свифт, самая богатая лига мира заработала $331 млн

Forbes
Место силы Место силы

Двухэтажная квартира в здании бывшей фабрики

SALON-Interior
«Один день»: мини-сериал Netflix о романтической эмоциональной зависимости «Один день»: мини-сериал Netflix о романтической эмоциональной зависимости

Как сериал «Один день» рассказывает о выматывающей эмоциональной зависимости

Forbes
Лучшие брокерские приложения: как они изменились за последние два года Лучшие брокерские приложения: как они изменились за последние два года

Как брокерские приложения изменились за два года и какое теперь лучшее?

Forbes
Дважды великий князь Дважды великий князь

Дмитрий Шемяка — умелый полководец и дипломат, который оказался забыт

Дилетант
Техно-диджей Никита Забелин: Я хочу вывести электронную музыку из ночных клубов на концертные площадки Техно-диджей Никита Забелин: Я хочу вывести электронную музыку из ночных клубов на концертные площадки

Интервью с техно-диджеем Никитой Забелиным

СНОБ
«Вот, что мы любим»: как появился фастфуд «Вот, что мы любим»: как появился фастфуд

Бургеры с картошкой фри — неотъемлемая часть истории культуры еды

ТехИнсайдер
Равнение на грудь. Как ее подтянуть, увеличить и сделать более упругой Равнение на грудь. Как ее подтянуть, увеличить и сделать более упругой

Придать груди красивую форму можно и без пластических операций

Лиза
Отец медицины: кто такой Гиппократ и почему врачи обязаны давать ему клятву Отец медицины: кто такой Гиппократ и почему врачи обязаны давать ему клятву

Кто такой Гиппократ и действительно ли он писал текст своей клятвы?

ТехИнсайдер
Колебания курсов Колебания курсов

Онлайн-образование может стать шансом начать новую жизнь...

VOICE
Не хлебом единым Не хлебом единым

Почему агробизнес считает важными инвестиции в социальные проекты

Агроинвестор
Манимания Манимания

Некоторые из нас способны успешно решать финансовые вопросы, а другие наоборот

Psychologies
Активное шумоподавление в наушниках: вред и польза Активное шумоподавление в наушниках: вред и польза

Как работает активное шумоподавление и безопасно ли оно?

ТехИнсайдер
ТОП-5 самых больших бассейнов в мире ТОП-5 самых больших бассейнов в мире

Давайте посмотрим на список самых больших бассейнов в мире!

ТехИнсайдер
Звездная пыль. Как Виктор Цой стал легендой Звездная пыль. Как Виктор Цой стал легендой

«Сноб» рассказывает культовую историю жизни Виктора Цоя

СНОБ
Открыть в приложении