О важности темы отдельного человека в творчестве Е. И. Замятина

Знание – силаИстория

«Паутинка жизни»: судьба Евгения Замятина

Анна Кречетова

1 февраля мы отмечаем 140 лет со дня рождения Е. И. Замятина (1884— 1937), автора первой антиутопии, одного из основоположников стиля «неореализм».

Что знаем мы об этом человеке сегодня? Он был талантливым инженером и строил ледоколы, в то же время, как и многие, не избежал революционных иллюзий, связав свою жизнь с новой послеоктябрьской Россией – и, как мы понимаем, горько ошибся, в результате чего был вынужден эмигрировать. Роман «Мы» интересен нам сегодня как документ эпохи, когда автор, словно Д‑503, испытывает себя на лояльность тому социальному порядку, который окружает его. Некая лишняя часть организма, «душа», к счастью, успешно извлечена из его здорового тела, которое и далее может участвовать в священном построении Великого Интеграла. О важности темы отдельного человека в творчестве Е. И. Замятина – в предлагаемой вашему вниманию статье.

1.

Интересно название первого рассказа Евгения Ивановича – «Один». Вот уж, действительно – «multum non multa»1. Да, всего одно слово – но оно точно и емко вобрало в себя столь многое и содержит в себе больше простого названия рассказа – кажется, целую программу последующего творчества писателя. Действительно, предмет интереса Замятина – та самая человеческая единица, к которой весьма пренебрежительно отнеслись в первые годы после революции. Ну, согласитесь, на самом деле, что за «единица» – «кому она нужна!» «Единица – вздор, единица – ноль…» – вот так уверенно, «рукой миллионнопалой» впечатывал немного позднее Маяковский. А вот автора романа «Мы» наоборот почему-то всегда тянуло вглядеться в нее, в эту единичную человеческую фигуру, его так и тянуло посмотреть на нее повнимательнее и вдруг – чудо! – разглядеть в этом существе ту самую загадочную бессмертную сущность, о которой давно, конечно, еще в далекие доисторические времена было сказано: «Душа человеческая – образ Божий…» Печальным, понимающим взглядом всматривался в это странное существо художник, видя, как «под пеплом лица мигает и тухнет человечье, далекое».

1 «Multum non multa» – «многое, но не много» (лат.).

Интересно и то, что названием первого своего произведения Замятин сделал слово‑числительное, демонстрируя тем самым свою любовь к прямо противоположной литературе стихии – к стихии чисел, расчетов, вычитаний-умножений, к миру сложных задач и точных решений. Стремление соединить несоединимое, примирить непримиримое, эмоции и рацио, буквы и числа, кажется, всегда так и оставалось важнейшей целью Евгения Замятина, писателя и человека.

Как соединялись в его душе одновременно физика и лирика, каким образом удавалось ему уравновесить в себе алгебру и гармонию – вопрос еще до конца не проясненный. Но, наверное, эти две стихии в нем уживались, как это ни удивительно, достаточно легко. Поскольку и в инженерной деятельности, и в писательском труде Замятин добился, несомненно, многого. Несмотря на катастрофы, произошедшие со страной, этот художник слова не только не попал на первых порах под безжалостный, уравнивающий всех стальной каток репрессий, но напротив, успешно преподавал, его произведения выходили солидными тиражами как в России, так и за рубежом.

В первые годы после революции Евгений Замятин не слишком выделялся среди общего хора не вполне правильно думающих индивидов, хотя, понятно, он тоже был из тех, из «прежних», еще не вполне уничтоженных остатков «старого мира». Конечно, и социальное происхождение литератора оставляло желать лучшего – родители оба из духовной среды, отец – вообще преподаватель Закона Божьего в лебедянской прогимназии. Но вот тем не менее сын стал социалистом, в 1905‑м вступил в РСДРП, до 1917 года неоднократно подвергался арестам и даже высылке. Впрочем, арестовать его нашлось за что и после революции, в 1919‑м – кстати, на этот раз вместе с Блоком, а также с ближайшим другом Алексеем Ремизовым и Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным.

Портрет Евгения Замятина. Художник Ю. Анненков. 1921 год

И все-таки в 1920‑е еще могло показаться, что судьба к Замятину благосклонна – на фоне массовых расстрелов, жертв Гражданской и уже постоянных арестов несогласных он остается в писательской среде, считается одним из мэтров литературного творчества – да и просто, в отличие от того же Гумилева, с которым одновременно вел преподавание на петроградских литературных курсах в Доме Искусств – Замятин все еще жив. Но тем не менее в 1931‑м он вдруг обращается с письмом к Сталину и высказывает просьбу к советской власти не применять к нему высшую меру наказания, то есть не лишать его жизни, хотя непосредственной опасности расстрела на тот момент у Замятина как бы не было. Что же произошло? На самом деле все просто. Вполне очевидно, что в том «дивном новом мире», в том математически расчисленном социалистическом общем раю, который построили в СССР к 1930‑м годам, не нашлось места одной существенно важной части – или детали? – человеческого организма, известной под словом «душа». Она, как паутинка в синем осеннем небе улетела, влекомая ветром, и кто теперь знает, жива ли где и вернется ли с весенним теплом…

Вот Маруся – один из немногих, кажется, если не положительных, то по крайней мере страдающих образов замятинской повести «На куличках» (1914):

«– Паутинка, – поглядела вслед золотой Богородицыной пряже.

Перевела на Андрея Иваныча глаза и спросила:

– А вы когда-нибудь о смерти думали? Нет, даже и не о смерти, а вот – об одной самой последней секундочке жизни, тонкой вот – как паутинка. Самая последняя, вот, оборвется сейчас – и все будет тихо…

Долго летели глазами оба за паутинкой. Улетела в голубое, была – и нету…»

2.

Что ж, прямой опасности расстрела в 1931 году у Замятина, еще, кажется, действительно не было. «Высшей мерой наказания» он именовал тогда само лишение его возможности творить для читателя. Постепенно, но неуклонно и целенаправленно его произведения снимались с публикации либо оказывались объектами жесткой критики. Замятинская пьеса «Блоха» (1925), созданная по мотивам произведений Лескова, снята с постановок. Удивительно ли, что именно такая, до боли знакомая литературная судьба постигнет позднее одного из рожденных Замятиным «Серапионов» – а именно Михаила Зощенко?..

В письме к Сталину (оно сохранилось в автографе Алексея Ремизова) Замятин говорил, что для него невозможность творить действительно смерти подобна и просил советское правительство разрешить ему отъезд за рубеж. По ходатайству Горького просьбу Замятина удовлетворили, и по маршруту Рига – Берлин – Париж писатель отправился в свой трудный и печальный путь на Запад.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
Камотли, он же батат Камотли, он же батат

Батат, сладкий картофель, — многолетняя травянистая лиана из семейства вьюнковых

Наука и жизнь
Собирание земель русских Собирание земель русских

Кто поверит, что на месте Уральских гор когда-то плескался океан?

Вокруг света
Как проверить SSD: оцениваем оставшийся срок жизни накопителя Как проверить SSD: оцениваем оставшийся срок жизни накопителя

Как узнать, сколько осталось «жить» вашему SSD

ТехИнсайдер
Жизнь в магнитном поле Жизнь в магнитном поле

Как изучают незаметные для органов чувств магнитные эффекты

Наука и жизнь
Слип-трип Слип-трип

Сколько нужно спать и чем сон может быть опасен

Men Today
5 случаев излечения от неизлечимых болезней, в которые сложно поверить 5 случаев излечения от неизлечимых болезней, в которые сложно поверить

Прецеденты, когда пациенты, считавшиеся безнадежными, успешно шли на поправку

Maxim
Что хорошего и плохого в вариаторе и почему он всех бесит Что хорошего и плохого в вариаторе и почему он всех бесит

Почему вариатор стал синонимом вождения без удовольствия?

Maxim
Велотур по Франции Велотур по Франции

Велопутешествие по следам мушкетеров из Парижа в Форж

Знание – сила
Генетики восстановили карту мобильности в Римской империи: римляне переезжали почти также часто как современные люди Генетики восстановили карту мобильности в Римской империи: римляне переезжали почти также часто как современные люди

Как выглядела карта путешествий и миграций во время расцвета Римской империи?

ТехИнсайдер
Олег Нестеров про свой любимый альбом The Cure — Disintegration Олег Нестеров про свой любимый альбом The Cure — Disintegration

Лидер группы «Мегаполис» о культовой музыке прошлого

СНОБ
Андрогинная ведьма, звезда декаданса, пугало. Как одевалась поэтесса Зинаида Гиппиус Андрогинная ведьма, звезда декаданса, пугало. Как одевалась поэтесса Зинаида Гиппиус

Мужские костюмы, прозрачное платье, ожерелье из колец — стиль Зинаиды Гиппиус

СНОБ
Солонку в сторону! Продукты, содержащие наибольшее количество скрытой соли Солонку в сторону! Продукты, содержащие наибольшее количество скрытой соли

Сколько соли – это много, как это влияет на здоровье и как ее сократить?

Лиза
Словно в кинотеатре: как приготовить вкусный попкорн в домашних условиях Словно в кинотеатре: как приготовить вкусный попкорн в домашних условиях

Как приготовить попкорн в микроволновой печи, духовке и сотейнике

ТехИнсайдер
Галерист Марина Лошак: Выход из зоны комфорта — важный этап взросления души Галерист Марина Лошак: Выход из зоны комфорта — важный этап взросления души

Марина Лошак о глобальном тренде на нишевое неочевидное искусство

СНОБ
Что это было? Почему ученый отказалась от карьеры ради воспитания приемных детей Что это было? Почему ученый отказалась от карьеры ради воспитания приемных детей

Почему люди отказываются от карьеры ради воспитания приемных детей

СНОБ
Соблюдая традиции Соблюдая традиции

Традиционные способы приготовления пищи открывают новые вкусы блюд

Bones
Лайнер китайской экономики попал в шторм Лайнер китайской экономики попал в шторм

Правительство Китая принимает меры поддержки, но спасать всех не собирается

Монокль
Климатологи связали асимметрию потепления полюсов с водяным паром Климатологи связали асимметрию потепления полюсов с водяным паром

Тропосфера Антарктики оказалась менее подвержена прямому радиационному нагреву

N+1
Красные, белые и оранжевые. Как правильно декантировать разные вина Красные, белые и оранжевые. Как правильно декантировать разные вина

Для каких вин нужен декантер и почему некоторым винам он может навредить

СНОБ
«Хочешь жениться — построй завод» «Хочешь жениться — построй завод»

Как в современной России решаются проблемы промышленного дефицита

Монокль
«Болезнь медового месяца»: что такое посткоитальный цистит и как его распознать и вылечить «Болезнь медового месяца»: что такое посткоитальный цистит и как его распознать и вылечить

Почему возникает посткоитальный цистит?

VOICE
Техно-диджей Никита Забелин: Я хочу вывести электронную музыку из ночных клубов на концертные площадки Техно-диджей Никита Забелин: Я хочу вывести электронную музыку из ночных клубов на концертные площадки

Интервью с техно-диджеем Никитой Забелиным

СНОБ
Новый Lexus GX 550 стоил долгого ожидания (обзор) Новый Lexus GX 550 стоил долгого ожидания (обзор)

Lexus GX 550 действительно лучше предыдущего GX460. Причём во всех отношениях

4x4 Club
«Золотое дно»: как Сергей Минаев попытался сделать российский вариант «Наследников» «Золотое дно»: как Сергей Минаев попытался сделать российский вариант «Наследников»

Почему «Золотое дно» невозможно сравнивать с американским хитом «Наследники»

Forbes
Богини в огне: как в Индии обожествляли женщин Богини в огне: как в Индии обожествляли женщин

Глава из книги «Случайные боги» Анна Делла Субин — о людях, которых обожествляли

Forbes
«Байденомика» против «трампономики» «Байденомика» против «трампономики»

Чья экономическая политика выгоднее для США

Деньги
Ученый опроверг миф о нежелании миллениалов работать Ученый опроверг миф о нежелании миллениалов работать

«Миллениалы не хотят работать. Они сосредоточены на тостах с авокадо и латте»

ТехИнсайдер
«Земля плоская: Генеалогия ложной идеи» «Земля плоская: Генеалогия ложной идеи»

Как Христофор Колумб стал символом триумфа над средневековьем

N+1
Валерия Шкирандо Валерия Шкирандо

Актриса Валерия Шкирандо дебютирует в режиссуре с сериалом «Саша и Питер»

Собака.ru
Открыть в приложении