Россия без мяса. Часть 1. Как ученый и писатель сделали вегетарианство модным
По данным последнего социального опроса, среди населения России около 2% вегетарианцев, однако еще в начале прошлого века страна могла стать самой вегетарианской в мире. В первой части трилогии «Сноб» рассказывает, почему дореволюционная империя с большой охотой переходила на растительную пищу и как Лев Толстой стал главным идеологом «безубойного» питания.
Идеи дедушки Блока
В XIX веке Российская империя имела, вероятно, самую благоприятную почву для распространения вегетарианства в Европе. Этому способствовали ее климат, экономика и христианство. К концу XIX века экономика России оставалась преимущественно аграрной, а частые неурожаи приводили к тому, что жители равнинных губерний были вынуждены питаться в такие периоды сеном, лесными растениями и даже корой деревьев. При этом большая часть населения России строго придерживалась церковного календаря, который запрещал употребление мяса больше 220 дней в году, а любой православный священник мог наложить на своего прихожанина епитимью, которая предусматривала полный отказ от мяса даже в непостные дни.
«В большинстве случаев длительные периоды поста соблюдаются богатыми и бедными людьми <…> с большой добросовестностью. Это и является причиной того, что здешнее население так легко расположить к вегетарианству», — писала о России диетолог Дженни Шульц, занимавшаяся пропагандой вегетарианства сначала в Австро-Венгрии, а затем и в предреволюционной Москве.
Первые разговоры о необходимости полного отказа от мяса стали ходить по России еще во второй половине XIX века. В 1878 году будущий дедушка поэта Александра Блока, ботаник Андрей Бекетов публикует статью «Питание человека в настоящем и будущем» — первую вегетарианскую апологетику в русской мысли. В своей работе он называет употребление мяса «привычкой европейской буржуазии», которая сделала это одним из атрибутов высокого социального статуса и пагубным пристрастием мещан, которые в целом хотят быть похожими на буржуазию. Такой подход к питанию он считает крайне расточительным и неэтичным. Бекетов сравнивает смешанный рацион и рацион, состоящий исключительно из растительной пищи, и показывает, что есть мясо неэкономно: в стоимость любой головы скота, демонстрирует