Карбон звучащий

Бурный технический прогресс последних десятилетий – это не только полупроводники и по, но и новые материалы с новыми свойствами: пластики, сплавы, композиты. Особую роль среди них играет карбон – композит на основе углеволокна. Будучи прочнее, но значительно легче стали, он уже завоевал достойное место в аэрокосмической индустрии, автопроме, производстве профессионального спортивного инвентаря. А теперь пришел и в несколько необычную отрасль.
Да, из карбона теперь делают музыкальные инструменты. Скрипки, гитары, виолончели и даже фортепиано. И это немного удивляет. Легкость и прочность – необходимые свойства для авиационного крыла или хоккейной клюшки, но скрипка… Она и в классическом деревянном исполнении не так уж тяжела, а касание струн смычком явно не требует избыточной конструкционной прочности инструмента. Вспомним еще мистический ореол, окружающий великих Страдивари и Гварнери, – опыт и интуиция, а может, и толика волшебства помогали им найти правильное дерево, придать резонаторной коробке идеальную форму, придумать формулу лака и заставить инструмент великолепно звучать следующие 300 лет. А что теперь? Скрипка вроде теннисной ракетки? Зачем она нужна? И будет ли на ней играть уважающий себя музыкант? Попробуем ответить на все эти вопросы последовательно.

Не бьется, не тонет, не сохнет
Поиск альтернативы дереву для традиционно деревянных музыкальных инструментов отчасти связан с тем, что мир стал динамичнее и мобильнее. И хотя пандемия подрезала нам крылья, этот процесс не остановить. Музыкант может сегодня выступать в дождливой Англии, завтра – в жарком пустынном Израиле, а послезавтра – в Сингапуре, где не только очень жарко, но еще и влажно. И возможно, на открытых площадках.
Дерево – прекрасный резонатор, но у него есть одно неоднозначное свойство: гигроскопичность. Во влажной атмосфере инструмент впитывает воду, и она бродит внутри по капиллярам, а оказавшись в сухом месте (например, в хорошо протопленной квартире), начинает сохнуть. Но в этом стихийном процессе высыхает он неравномерно – в итоге дерево «ведет», и скрипку или гитару приходится ремонтировать. Иными словами, инструменты с деревянной резонаторной коробкой перелеты между климатическими зонами и перемещения между помещением и открытым воздухом переносят плохо. Порой инструмент приходится нести к мастеру буквально за часы до очередного концерта. Так вот, углепластик никакими подобными проблемами не страдает. Карбоновую скрипку можно бросить в бассейн (при этом она, как и деревянная, не утонет), достать, протереть и начать играть. Никаких искажений формы после контакта с водой не последует.