Не только борщ: какие качества действительно пригодятся тебе в семье и работе
Быть одновременно хорошей женой, востребованным профессионалом и все успевающей мамой – разве это возможно? Да, если ты обладаешь пятеркой так называемых «гибких навыков», которые одинаково высоко ценят как специалисты по персоналу в больших компаниях, так и твои родные и друзья.
«Гибкие», они же «мягкие» навыки, или soft skills – это универсальный набор качеств, позволяющий тебе быстро обучаться новому, находить общий язык с большинством людей и не терять присутствия духа в сложных ситуациях. В отличие от узкоспециальных навыков (они же hard skills) в институтах такие знания не преподают – редким счастливчикам они достаются с рождения, остальные же осваивают их на протяжении всей жизни. Одним-двумя из этих талантов ты наверняка уже владеешь в совершенстве, но секрет в том, что лучше всего они работают в комплексе. Прокачивать soft skills можно параллельно или по отдельности, но результат будет один – ты сможешь стать успешной и незаменимой практически во всех сферах жизни! Начни сегодня!
Все необходимые тебе в работе и повседневной жизни навыки можно условно разделить на пять групп:
Искусство общаться
Поговорка о том, что язык способен довести до Киева, не врет – если ты умеешь договариваться и разбираешься в людях, это сильно упрощает жизнь. К навыкам общения относятся также умение вести дискуссию и находить компромисс, способность понимать эмоции и чувства (и свои, и чужие) и готовность быть лидером, если понадобится.
Если ты до сих пор стесняешься разговаривать с незнакомыми людьми и неуютно чувствуешь себя в больших компаниях – тебе могут помочь простые упражнения.
Разговор с зеркалом. Попробуй, глядя на свое отражение, выразительно прочитать стих или просто пересказать последние новости, словно беседуя с другом. Понаблюдай за своей мимикой и жестами, потренируй легкую улыбку и прямой дружелюбный взгляд.
«Да, и еще!». Потренируйся в так называемой поддерживающей коммуникации – когда ты соглашаешься с собеседником, но не забываешь и о собственных интересах. Например, если ребенок просит «мама, давай сходим в магазин за мороженым», ты отвечаешь «да, и еще обязательно купим сыр, молоко и сухой завтрак!». Такой диалог позитивнее, чем обычное обсуждение списка покупок, и помогает участникам чувствовать себя увереннее.
Самоорганизация
Способностью выстроить свой день так, чтобы ничего не упустить и не забыть, ты и так наверняка обладаешь. Но как при этом еще и сохранять силы к вечеру, а не падать на диван обессилевшей тряпочкой?
«Размазывать» дела по неделе лучше равномерно, не доводя до режима подвига, когда придется бороться разом с кучей неглаженого белья, долгами по поделкам для садика и рабочими отчетами, которые опять пришлось взять на дом. Хорошо помогает техника «pomodoro» (название, кстати, произошло от кухонного таймера в виде помидора, которым раньше активно пользовались домохозяйки на Западе). На каждое дело ты отводишь ровно 25 минут в день и с чистой совестью переключаешься на что-то другое, как только время истечет.
Ограничь время в соцсетях. Например, договорись с собой не заходить в инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), пока не закрыта хотя бы треть задач на сегодня. Кстати, тем самым ты еще и подашь правильный пример детям, которых вечно ругаешь за чрезмерное увлечение гаджетами.
Творческие навыки
Даже если у тебя совершенно нетворческая профессия, способность нестандартно мыслить точно пригодится – ведь мир вокруг меняется очень быстро, и все чаще приходится изобретать новые способы и действовать не по инструкции. Как быть, если ты слишком давно не давала волю воображению?
Сочиняй сказки для детей перед сном. Если нет идей, с чего начинать, попроси ребенка назвать два случайных, не связанных друг с другом слова – например, белка и блестящий, - и увяжи их в единый сюжет.
Попробуй технику «свободного письма» - рано утром или поздно вечером в течение 10 минут просто пиши в отдельной тетради все, что приходит в голову. Так ты задействуешь нужные зоны мозга и заодно учишься формулировать мысли.
Умение работать с информацией
Быстро искать нужные данные в интернете, читать тексты «по диагонали», выхватывая самое нужное, видеть закономерности – все это нужно уметь делать не только спецагентам. Сюда же, кстати, можно отнести и способность разобраться с любой техникой, с инструкцией или без. С лавиной информации, обрушивающейся ежедневно и отовсюду, справиться непросто. Для этого, как минимум:
Не откладывай в долгий ящик неоплаченные счета, а также письма и сообщения, требующие ответа. Лучше выделить для этого отдельное время в течение дня (а для счетов – пару раз в месяц).
Задействуй разные каналы для получения информации. Строгие инструкции и правила лучше усваиваются через текст, а вот художественные книги, особенно если нет времени на чтение, можно слушать. Прикладные же навыки – кулинарию или макияж – вполне легко освоить с помощью видеороликов.
Способность справиться со стрессом
Стрессоустойчивость – гарантия того, что ты не расклеишься даже во время форс-мажоров и не начнешь срываться на домашних в дни рабочих авралов. Этот навык очень любят указывать при составлении резюме, но на самом деле мало кому удается постоянно сохранять позитивный настрой и спокойно находить решение, даже когда все вокруг горит и тонет одновременно. Что делать, чтобы прокачать в себе антикризисный дзен?
Найди способ легально и безопасно для окружающих «выпускать пар». Бокс, зумба, вопли в подушку, пара часов в компьютерной «стрелялке» или экспресс-вязание шарфов и шапок – все, что угодно, если потом тебе реально становится легче.
Не бойся ошибаться. Причиной стресса часто является страх, а за ним, в свою очередь, скрывается неизвестность – вдруг мир в результате твоей ошибки рухнет в тартарары? Попробуй простроить цепочку – что плохого может произойти, если ты вдруг и правда ошибешься? – и подготовить план Б на случай наихудшего варианта развития событий.
При прокачке soft skills помни, что
- Теория без практики – ничто. Ты можешь читать книги по теме или слушать вебинары, но без ежедневного применения новых знаний это не будет работать;
- Чтобы увидеть эффект, ставь четкие цели. Например, считай, сколько времени ты стала тратить на самые неприятные дела после введения практик тайм-менеджмента и сколько часов в неделю в итоге высвободилось на детей и мужа;
- Пробуй новые направления деятельности, сразу применяя в них приобретенные умения. Например, вступление в родительский комитет – отличная проверка на прочность одновременно навыка общения и стрессоустойчивости.
А у меня получится?
Несмотря на кажущуюся простоту, «гибкие навыки» не получится моментально прокачать до максимума. К максимуму, впрочем, стремиться и не стоит – ты же не девушка Бонда, чтобы быть идеальной во всем! Чтобы определить приоритеты и понять, с какого навыка стоит начать:
Посмотри, какие упражнения проще всего включить в твое повседневное расписание. Часто ездишь в общественном транспорте, а после работы иногда забегаешь на рынок? Совершенствуйся в коммуникативном искусстве small talk – ни к чему не обязывающих легких диалогов с незнакомыми людьми, или придумывай про попутчиков разные истории по пути на работу.
Расспроси членов семьи и коллег, с которыми дружишь и вне работы – в чем, на их взгляд, твое слабое место? Только попроси, чтобы они не критиковали тебя, а давали максимально бережную обратную связь. Если все в один голос скажут, что ты очень классная, вот только почему-то постоянно опаздываешь и забываешь перезвонить – кажется, ты знаешь, какой «скилл» качать в первую очередь!
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl