Философское селфи
Ксения Рождественская о «Суперзвезде» Брюно Дюмона как репортаже о бесконечном закате Европы
В прокат выходит «Суперзвезда» Брюно Дюмона из конкурса Канна-2021 — сатирическая притча про современную Францию и весь современный буржуазный мир.
Франс де Мёр — суперзвезда, мегауспешная тележурналистка. Она настолько популярна, что ее узнает сам президент, а она, задав ему хамоватый вопрос на пресс-конференции, может себе позволить не слушать, что он там бормочет в ответ. У нее собственное телешоу, для которого она снимает репортажи на актуальные темы. Она ничего не боится, тщательно режиссирует «документальные» съемки в зоне боевых действий, заставляя военных многозначительно смотреть в небо и трясти автоматами. Пока не дана команда «мотор», исполняет малоприличный танец с микрофоном под разрывы снарядов. Во время интервью несколько раз перезаписывает свои вопросы, чтобы лучше выглядеть, и смотрит прямо в камеру, чтобы зрителю казалось, что она обращается напрямую к нему. Постоянно ищет поддержки у своей продюсерши, а та с привычным восторгом сообщает: «Этот репортаж — бомба! Гениально, просто гениально! Такого никто еще не делал!» Вот разве что с мужем у Франс отношения как-то разладились, и десятилетний сын стал неуправляем.
Однажды Франс сбивает мотоциклиста — нищего мигранта, и весь ее тщательно выстроенный мир дает трещину. Она начинает рыдать по любому поводу, навещать свою жертву и осыпать его семейство деньгами, а потом и вовсе решает уйти с телевидения.
Все, что делает французский режиссер Брюно Дюмон, напоминает помесь философского трактата и комикса — иногда предельно приземленного, как антидетектив «Человечность», сделавший Дюмона знаменитым (гран-при Канна-1999), иногда мрачно-аллегорического, как «Фландрия» (2006), иногда гротескового, как «Малыш Кенкен» (2014) или «В тихом омуте» (2016). Бывший преподаватель философии, Дюмон интересуется человеком как пустым сосудом, человеком как красивым или уродливым предметом, человеком как непознаваемой, но такой забавной частью мира. Угрюмый муж Франс пишет «романы-эссе». «Почему не написать просто эссе?» — спрашивают его. «Потому что я романист»,— раздраженно отвечает он.