10 арктических машин
Пытливое человечество достигло южного и северного полюсов планеты практически одновременно – в начале прошлого века. Уже в первых своих походах исследователи использовали машины. Специальные морозостойкие вездеходы продолжают строить и сейчас. При этом далеко не всем дорогостоящим уникальным механизмам оказались по силам поставленные задачи. И наоборот – прошедшие специальную подготовку гражданские автомобили проявили в суровых условиях неожиданную стойкость. Примеров тому немало. В нашей подборке мы собрали десять достойных упоминания арктических экземпляров.
1Дешевая рабочая сила
CIC Rover
Беспилотный транспортный модуль – совместная разработка датских, норвежских и американских ученых – выполнил свою первую миссию 4 июля 2017 года в северной части Гренландии. Аппарат, способный перевозить до 170 кг груза на расстояние до 20 км, работал в тестовом режиме на международном проекте по исследованию движения льдов EastGrip. Водруженная на четыре колеса коробка габаритами 80 × 60 × 61 см приводится в движение двумя электромоторами, питаемыми в свою очередь парой обычных свинцовых аккумуляторов емкостью 70 А∙ч. Уникален же этот незатейливый морозостойкий механизм не столько свой проходимостью и автономностью, сколько низкой стоимостью. Как заявляют создатели «бродяги», его базовые комплектующие можно напечатать на ЗD-принтере, а для управления электроникой не требуется специального ПО. Все необходимые программы есть в свободном доступе. В итоге готовое изделие обойдется заказчикам всего в 3000 долл., что в десять раз дешевле сопоставимых по эффективности действующих транспортных платформ.
2Быстрый и беспощадный
«Чаборз М-З»
В феврале 2017 года в Гудермесе освоили выпуск трехместного легкого тактического вездехода «Чаборз М-З». Не заставила себя долго ждать и версия, адаптированная для арктических условий. Разработанный совместно с Российским университетом спецназа уникальный снегоход продемонстрировал свои недюжинные способности буквально через год, во время военных учений на Земле Франца-Иосифа. Чтобы багги ловко двигался по заснеженной и ледяной поверхности, его задние ведущие колеса заменили гусеничными траками, а вместо передних установили лыжи. Трехместная компоновка сохранилась – кроме водителя в экипаж боевой машины входят стрелок и восседающий чуть выше боец, способный вести огонь из различных видов оружия. Например, из пулемета или 30-мм автоматического гранатомета, для которых предусмотрены специальные крепления. Полная масса гусеничного багги – 1270 кг, а максимальная скорость – 130 км/ч. Компактные размеры машины позволяют осуществлять ее доставку к месту операций не только грузовыми самолетами, но и посредством вертолетов Ми-17.
3Полный назад
Snow Cruiser
Весил 17-метровый «Снежный крейсер» 34 т, вмещал пять человек и с помощью двух 150-сильных дизель-генераторов мог разогнаться почти до 50 км/ч. Имеющихся на борту запасов топлива должно было хватить более чем на 8 тыс. км. Создали этого многообещающего гиганта в 1939 году в Технологическом институте Иллинойса для очередной экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду. Стоимость проекта составила 300 тыс. долл. По замыслу исследователей, «Крейсер» должен быть объехать почти всю береговую линию шестого материка и дважды побывать на Южном полюсе. Но с самого начала предприятия все пошло вкривь и вкось. Попав на глубокий снег, тяжелый вездеход тут же увяз. Только после того как экипаж присоединил к передним колесам запасные, а на задние надел цепи, машина смогла двигаться – причем задним ходом быстрее и увереннее. Таким образом за две недели удалось проехать лишь 148 км. Двигатели, несмотря на лютый холод, перегревались. В итоге корабль остановили и несколько месяцев, пока не прекратилось финансирование, использовали в роли стационарной полярной станции. Последний раз замерзший в Антарктиде «Крейсер» видели в 1958 году.