Подвиньтесь, бабуля. Почему мы все еще сталкиваемся с эйджизмом при приеме на работу
Согласно исследованию компании Kontakt InterSearch Russia, только 44% работодателей говорят об отсутствии трудностей в работе с сотрудниками старше 50 лет. Почти 30% жалуются на консерватизм, 28% – отсутствие гибкости, 26% – отсутствие мотивации развиваться дальше. Так ли это на самом деле и почему так происходит?
В американском сериале «Юная» главная героиня, которой за 40, выдает себя за 26-летнюю, чтобы получить работу. История очень жизненная. Моя знакомая 45 лет, руководитель отдела маркетинга в девелоперской компании, как-то провела эксперимент — убрала возраст и первые годы опыта из резюме в LinkedIn. Итог — рост числа звонков с интересными вакансиями и первичных собеседований.
Молодые у руля
По моим наблюдениям, эйджизм в трудовых отношениях за последние пять лет стал проявляться гораздо отчетливее. То же самое мы наблюдали в начале 1990-х годов: тогда многие компании категорически не хотели брать людей с опытом работы на советских предприятиях. Особенно сильно эта тенденция проявлялась среди международных игроков, только что вышедших на российский рынок.
Люди, получившие основной профессиональный опыт в советское время, вызывали опасения: считалось, что переучить их будет крайне сложно. Поэтому акцент делался на молодежь с базовым образованием и иностранными языками. В нулевые годы, когда бизнес активно развивался и рос, наоборот, возник дефицит профессиональных кадров, и границы, связанные с возрастом, стали стираться. У людей старшего поколения возникли новые возможности, поскольку опыт был очень важным требованием со стороны компаний. И вот в десятых происходит стремительная цифровая трансформация, и мир несется с удвоенной скоростью в совершенно новом направлении. Приоритет диджитализации становится первым препятствием для зрелых людей. Стартапы на базе технологий появляются почти каждый день, и в 90% случаев их создают молодые ребята. Очевидно, что акционеры или стремительно сделавшие карьеру топ-менеджеры, которые фактически в 30 лет оказались у руля бизнеса, стали брать себе людей в команду, опираясь на собственные представления. Они хотят работать с людьми своего поколения. Или даже больше: «Я хочу заряжаться от молодости, и надеюсь, что когда мне будет под 60, вокруг меня по-прежнему будут молодые люди, сумасшедшие и горящие идеей, которые не дадут мне превратиться в памятник, отставший от жизни», — сказал мне как-то один из собственников. «Я хочу работать с людьми, у которых быстрые мозги, как и у меня, которые быстро осваивают новые цифровые инструменты. Люди за 40 — из прошлого века, их сложно учить, они не знают то, что знаю я», — цитата другого топ-менеджера.