«Ты выживешь, только если будешь помогать другим». Чулпан Хаматова о фильме «Зулейха открывает глаза»
Премьера одного из самых долгожданных фильмом года — «Зулейха открывает глаза» по роману Гузель Яхиной — отменилась из-за коронавируса, но корреспондент Forbes Woman смогла пообщаться с создателями картины и исполнительницей главной роли Чулпан Хаматовой во время онлайн-конференции и увидеть первые серии фильма
Судьба раскулаченных в России в 30-е годы XX века и судьба маленького человека, татарки Зулейхи, которая, находясь в заключении на берегу Енисея, проходит путь от скромной и безответной жены до самостоятельной женщины с сильным характером. Исполнительница главной роли Чулпан Хаматова, автор книги Гузель Яхина и другие создатели картины, которая выйдет в 2020 году на канале «Россия 1», рассказали о том, что спасает в самые темные времена, как выжить и не потерять веру в человечество. Кинообозреватель Forbes Woman Юлия Шампорова анализирует, удалось ли картине встать на один уровень с литературным бестселлером.
Сама Гузель Яхина признается, что еще тогда, на курсах, в своей главной героине видела только Чулпан Хаматову. Потому что, какой-то степени, этот образ списан не только с раскулаченной бабушки писательницы, но и с актрисы: «Когда пишешь учебный сценарий, нужно придумать dreamcast (команду мечты) — актеров, которые идеально подходили бы на роли с точки зрения автора сценария. И тогда никаких вопросов у меня не было, я фантазировала, мечтала — и сразу подумала, что Чулпан Хаматова подошла бы идеально, просто потому, что не было других кандидатур. Чулпан умеет сочетать в себе и хрупкость, и нежность, и силу, и внутренний стержень, и робость, и сильный характер — все то, из чего складывается Зулейха.
И еще чистота Чулпан в глазах, в ее образе — это же тоже невозможно сыграть, это было очень важно для образа главной героини. С этой мыслью я просто жила дальше и писала роман. И когда он вышел, мы познакомились с Чулпан, и выяснилось, что она его читала и была бы не против сыграть в фильме… И звезды сложились так, что Чулпан исполнила главную роль. Я считаю, что она сыграла великолепно, я очень пристрастна в этом вопросе, но считаю, что это — одна из ее лучших ролей, потому что метаморфоза поразительна, образ Зулейхи в первой и последней серии — это две разные женщины. Арка невероятно крутая, и если в первой серии Зулейха произносит одно единственное слово, то в последней серии она говорит — и говорит сильным голосом, принимая важные решения за себя и своих близких».
Сама Чулпан Хаматова вспоминает о знакомстве с «Зулейхой» так: «Я прочитала эту книгу и поняла, что это очень кинематографичное высказывание и наверняка уже куплены права и выбраны артисты на роли, я даже не допускала мысли о том, что могу быть причастна к этому как актриса. Не знаю, почему, может быть, от внутреннего страха, от понимания, что это какое-то сказочное счастье, которого в жизни не бывает, чтобы так жаждать, так хотеть, и получить это. А потом вдруг выяснилось, что меня рассматривали на роль, и все получилось так, как получилось».
По сути, перед нами становление сильной женщины, но история Зулейхи — это история маленького человека на фоне трагедии огромной страны, сталинских репрессий 30-х годов.
«Вот тебе баржа, вот тебе Енисей, вот тебе приказ: доставить кулачье к месту будущего трудового поселения», — такой приказ получает красноармеец Игнатов, который гонит арестованных людей, среди которых, интеллигенты, урки, уголовники, представители национальных меньшинств через всю страну строить новую «точку» на карте нового советского государства.
Большую часть людей мучительно погибает на барже, которую по ошибке и безалаберности начальников нагрузили так, что она пошла ко дну. Выживает лишь 30 человек, которые должны строить трудовое поселение на берегу Енисея без необходимого оборудование, припасов, элементарного провианта (все это утонуло). В их числе оказывается и татарка Зулейха, она попала в лагерь после того, как ее муж пытался скрыть запасы зерна от советской власти, его поймали, расстреляли, а жену отправили в лагерь.
Очень скоро оказывается, что горстку людей, оставшуюся на безлюдном берегу могучей реки, просто бросили. Лагерное начальство обещало прислать подкрепление, запасы, еду, но в реальности просто махнуло рукой на никому не нужных людей во главе с «товарищем комендантом», и бросило их на холодную и голодную смерть в далекой Сибири.
Очень часто в нашей истории бывает так, что люди остаются на произвол судьбы без помощи и поддержки, показывая чудеса терпения, мужества и возможности выжить в самых жутких и бесчеловечных условиях: именно этому посвящена картина о раскулаченных переселенцах, оказавшихся в сибирском лесу в 1931 году, и вынужденных выживать в ужасных условиях и помогать друг другу.