Бумажный танк: как в СССР построили первый инкассаторский броневик
Разбег на рубль, удар на копейку…
Удивительная особенность промышленности СССР заключалась в том, что хорошие ракеты, танки и ядерный бомбы страна делать умела, а вот пылесосы, телевизоры и электробритвы получались не очень. Впрочем, далеко не все бронированная техника преклоняла колени перед отечественными инженерами и конструкторами…
В середине 80-х Госбанку СССР понадобился специализированный инкассаторский автомобиль с противопульным бронированием. Наличности приходилось возить много, а обычные «жигули» и «волги» так себе защита от вооруженного нападения. Сначала соответствующий заказ поступил во Всесоюзный НИИ стали. Тамошние специалисты быстренько упаковали в броню уазовскую «буханку», но на стрельбище машину превратили в решето. Отказ.
Тогда в Госбанке сменили стратегию. Наверное, проще всего было заказать необходимую партию уже готовых броневиков-инкассаторов. Просто, эффективно, надежно. Но доморощенные бухгалтеры быстро поняли — для обслуживания иномарок потребуется валюта. Потому броневики следует не покупать, а разрабатывать — с помощью зарубежных специалистов и на основе отечественной модели.
Ее выбор тоже оказался странным. Микроавтобусы в СССР выпускали только в Риге (РАФ) и Ульяновске (УАЗ). Казалось бы, простецкое зато выносливое рамное шасси «буханки» вполне подойдет в качестве фундамента для бронеавтомобиля. Но выбор, тем не менее, пал на РАФик с несущий кузовом. В его пользу говорили лишь чисто эстетические соображения.