От злодея поневоле до иконы супергероики: как Супермен покорил мир кино
11 июля в мировом прокате вышел новый «Супермен» Джеймса Ганна от компании DC. Первый уикенд оказался для релиза очень удачным: у фильма впечатляющие сборы и восторженная критика. В честь премьеры кинокритик Елена Зархина рассказывает про путь Супермена со страниц комиксов на большой экран

Новый проект режиссера Джеймса Ганна про героя в красном плаще добирался до больших экранов более десяти лет. Еще после выхода в 2013 году «Человека из стали» пошли первые разговоры о потенциальном расширении киновселенной DC. Тогда роль уроженца планеты Криптон должен был вновь исполнить Генри Кавилл. Но жизнь внесла в студийные планы свои коррективы: время шло, собравшая под своей эгидой различных супергероев DC (от Бэтмена в исполнении Бена Аффлека до Чудо-женщины в исполнении Галь Гадот) «Лига справедливости» Зака Снайдера прошла через производственный ад, и к 2020 году пыл продюсеров поостыл. DC Studios окончательно отказалась от первоначальных планов по расширению существующей киновселенной, но сошлась на развитии вместо нее новой.
В начале зимы 2022 года Джеймс Ганн, постановщик и сценарист хитовых «Стражей галактики», второго «Отряда самоубийц» и сериального «Миротворца», объявил о работе над сценарием нового «Супермена». Через полгода он был закреплен за проектом в качестве режиссера — Ганн перешел на сторону DC после его громкого увольнения из Marvel: в 2018 году студия расторгла с ним сотрудничество из-за его старых постов в соцсети X (ранее Twitter, заблокирована в России) конца нулевых, в которых он позволял себе оскорбительные высказывания. На волне обсуждений Ганн неоднократно извинился за публикации, признав, что сожалеет о написанном, но студийные боссы были непреклонны.

Зато с Ганном были готовы работать их прямые конкуренты в DC. К весне 2023-го будущий «Супермен» лишился подзага «Наследие», а главные роли получили Дэвид Коренсвет («Голливуд», «Пэрл») и звезда «Удивительной миссис Мейзел» Рэйчел Броснахэн — она играет журналистку и возлюбленную супергероя, Лоис Лейн. К началу 2024-го стартовали съемки дорогого (бюджет $225 млн) и масштабного перезапуска франшизы. Дополнительной нагрузкой на Джеймса Ганна ложились не только кассовые, но и репутационные ожидания студии — DC явно хотели вернуть себе пальму первенства после череды не самых удачных релизов.
По итогу дебютного прокатного уикенда полет нового «Супермена» проходит неплохо. За неполные четыре дня фильм уже заработал $220 млн: это на $100 млн больше, чем изначально предполагали эксперты. У картины были и обнадеживающие сборы предварительных показов — $22,5 млн, показатель лучше, чем, например, у «Барби» Греты Гервиг, заработвшей итоге $1,5 млрд. «Супермену», чтобы считаться успешным, необходимо собрать за все время проката не менее $700 млн.
Также фильм заслужил восторженные отзывы критиков и зрителей. От первых у него 83% одобрения, от вторых — 93%. СМИ сравнивают «Супермена» Джеймса Ганна с «Железным человеком» 2008 года, заложившего фундамент для успешнейшей медиафраншизы «Мстители» (свыше $27 млрд общих сборов). Аудитория отмечает веселый дух фильма, баланс драмы и комедии, а также верность традиционной истории Супермена, который через 13 лет отпразднует столетний юбилей.
Рождение героя
Однако можно и по-другому посчитать возраст Супермена: в 1933 году он впервые появился на страницах комикса в виде суперзлодея. Писатель Джерри Сигел и его друг-иллюстратор Джо Шустер придумали злодея-телепата, которого сделали таковым научные эксперименты. Бездомный Билл Данн после принятия уникального лекарства получил возможностью читать чужие мысли, контролировать сознание людей и был наделен даром ясновидения. Однако эффект длился недолго, и когда он пропадал, Данн оставался обессиленным и обозленным на весь мир.

В таком виде был опубликован первый короткий иллюстрированный рассказ. Но затем Сигел и Шустер решили двигаться в сторону менее мрачной истории: им хотелось развивать героя в традиционном для комикса развлекательном ключе. Поэтому в последующей реинкарнации Супермен оказался наделен невиданной физической мощью, а его кожа не пропускала пули. Но главная перемена заключалась в смене образа: из антагониста он превратился в героя. Все потому что Джерри Сигел был уверен — положительные супергерои популярней у читателей.