Тимур Бекмамбетов — о полной цифровизации мира и о своем новом фильме

ForbesЗнаменитости

«Это похоже не на войну, а на революцию». Тимур Бекмамбетов о том, как изменится кино и вся наша жизнь после эпидемии

Юлия Варшавская, Нинель Баянова, Андрей Родин

Тимур Бекмамбетов. Фото Александра Щербака/ТАСС

Режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов еще 7 лет назад предугадал, что скоро большая часть нашей жизни будет происходить в смартфонах и ноутбуках, — и придумал новый формат кино «скринлайф», где все действие фильма происходит на экранах гаджетов. В большом интервью Forbes Life Бекмамбетов рассказал, почему вирус переживут только тот, кто умеет быстро меняться, о полной цифровизации мира и о своем новом фильме «ФАУ. Побег из ада».

Как вы переживаете пандемию? Что вы чувствуете и что делаете?

Как, наверное, и все. Это смесь любопытства и ужаса, потому что мы никогда не жили в таком мире. И все новое, все по-другому. Разве можно было себе представить, что не будет возможности сесть в самолет — и улететь в Париж?

Какие в связи с этим появились ограничения в вашей жизни?

Это ограничения прежде всего внутренние. Но я думаю, в ближайшую неделю мы все начнем ощущать практические препятствия — такие, как возможность передвижения или сложности в реализации собственных проектов, планов. Как, наверное, вы догадываетесь, любые ограничения рождают новые идеи и возможности — все, что делает нас сильнее. Поэтому я думаю, есть и отрицательные, и положительные стороны текущего процесса.

Вы, насколько я знаю, фактически живете на две страны между Лос-Анджелесом и Россией. Наверное, сейчас появились сложности с передвижением?

Вы знаете, я последний год очень редко бываю в Америке. Больше времени провожу дома. Так что эта часть меня мало затронула, потому что я уже давно работаю в двух странах, находясь географически только в одной из них. Есть скайп, есть те самые технические приложения, которые позволяют нам больше физически не перемещаться в пространстве, а жить и работать удаленно. Так что я живу больше в России в последние годы, а в Америке бываю только виртуально.

Расскажите, что сейчас происходит в кино? Все кинотеатры закрыты, все премьеры перенесены, съемки фильмов отменяются. Как индустрия реагирует на происходящее?

По-моему, пока еще никак. Никто еще не осознал произошедшего. Есть временные препятствия и ограничения, связанные со способностью снимать там, где хочешь и что хочешь. Пока у всех ощущение, что все это пройдет.

На самом деле то, что мы сейчас переживаем, — это некий рубеж, стена, за которой начинается другая жизнь. Я думаю, кино не будет таким, каким оно было раньше. И процесс производства, и способ просмотра — все будет сильно меняться. И это не связано с вирусом напрямую. Вирус является лишь триггером, который активно запустил процессы, которые давно накапливались: готовились новые форматы, новые идеи, новые способы доставки контента. Просто эпидемия помогла прямо сейчас сделать это быстро. Люди сейчас не могут пойти в кино — они посмотрят фильмы на своих планшетах, телефонах, телевизорах, дома.

Как мы знаем, за последнюю неделю произошел этот фантастический скачок потребления цифрового контента, рост стоимости платформ. И было понятно, что это случится — но в течение пяти лет. Кто-то говорил: нет, это будет гораздо быстрее — 3 года. Но похоже, что все это случится в течение 3-5 месяцев. Это касается и производства контента. Мы больше не можем — по крайней мере сейчас — снимать фильмы, которые мы снимали раньше, потому что больше 50 человек собираться опасно. Мы начали экспериментировать, мы стали снимать фильмы, включаясь удаленно, включая группы процессов через средства видеосвязи.

Это все эксперименты, пробы, в реальности процесс пока еще не отлажен. И наверняка он не сможет удовлетворить потребности традиционного кинопроизводства. Поэтому кинопроизводство будет другим. Съемочная группа в американском кино – это обычно порядка тысячи человек. Огромное количество помощников, ассистентов, машин, транспорта. Это гигантская фабрика, которая перемещается по городу в зависимости от того, где происходит съемка. Но похоже, такое теперь практически невозможно организовать. Соответственно, будут сниматься другого типа фильмы. Будет применяться больше компьютерной графики. Может быть, поменяется формат кино.

Какой формат кино возможен в таких условиях?

Скорее всего, мы дождались своего часа, потому что последние 7 лет мы разрабатывали формат, который называется скринлайф. Это формат кино, когда действие разворачивается непосредственно на экране героя.То есть мы следим за героем не со стороны — мы следим за экраном его девайса: компьютера или телефона. И я долго пытался всех убедить, что самое интересное в нашей жизни происходит именно на экранах наших компьютеров. Но мне все возражали — говорили, что все-таки реальная жизнь и реальный мир для нас более значимы. И то, что сейчас произошло, отрезало путь назад. Совершенно очевидно, что мир наших виртуальных коммуникаций, мир наших экранов – он стал для нас сегодня основным миром. И совершенно очевидно, чтобы рассказать про сегодняшние проблемы, мечты, радости и несчастья, нужно показывать их на наших экранах, потому что именно здесь мы себя реализовываем. Так что я абсолютно уверен, что скринлайф будет одним из основных медиаформ будущих 10 лет. А дальше я не знаю, может быть, исчезнут экраны и мы будем получать информацию напрямую в мозг. Это мы узнаем после следующего вируса.

Но, если посмотреть, как более консервативная часть киноиндустрии реагировала не то что на скринлайф, а даже на развитие онлайн-платформ, то я бы назвала это «настороженно». И «Оскар», и «Золотой глобус» их игнорируют. Как вы считаете, оценка качества кино изменится? Будут ли какие-то другие критерии?

Для меня всегда существовала только одна оценка качества кино – это любовь зрителя и телезрителя. Самый требовательный критик — это зритель. Показательно, что на всех фестивалях наши фильмы в формате скринлайф получали только один тип приза – зрительских симпатий. Мы никогда не получали приз жюри – ни в Берлине, ни в Сандэнсе, ни в South by Southwest в Техасе, ни в Каннах. И, конечно, мы получали призы за технологические инновации в кино.

Но вы правы абсолютно: критика и индустрия пренебрежительно относилась ко всем новым технологическим решениям. Это нормально, потому что критики — люди, как правило, консервативные. Они хранят канон и слегка близоруки. Все эти люди очень ценять старый формат кино — они учились в киношколах, долго поднимались по карьерной лестнице с ассистентов и помощников до режиссеров и продюсеров. И для них сидеть в кресле с надписью «продюсер» или «режиссер» и кричать «мотор!» очень значимо. Но случившееся со всеми нами приключение в виде вируса — оно просто отрезало дорогу назад. И теперь, хочешь – не хочешь, придется осваивать новые форматы.

А вы сами готовы к тому, что все кино будет в новом формате?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Даосские практики: как повысить уверенность в себе Даосские практики: как повысить уверенность в себе

Уверенность зависит от количества энергии и специфики ее циркуляции по телу

Psychologies
Слишком старая. За что осуждают Мадонну Слишком старая. За что осуждают Мадонну

Отрывок из книги «Слишком толстая, слишком пошлая, слишком громкая»

СНОБ

В США и Европе не только обмениваются брачными клятвами, но еще и обновляют их

Cosmopolitan
Медитация как путь равновесия Медитация как путь равновесия

Созерцательную практику очень легко описать в терминах многомерного равновесия

Yoga Journal
Конечно, Боря! Конечно, Боря!

О спорте на экране и в жизни, профессиональных амбициях и своем амплуа

OK!
«Великий файрволл»: как Китай создает и экспортирует методы контроля над интернетом «Великий файрволл»: как Китай создает и экспортирует методы контроля над интернетом

Отрывок из книги Джеймса Гриффитса: как действует ручное управление в интернете

Forbes
Президент Chanel Fashion — о Виржини Виар, бестселлерах и бутике в ГУМе Президент Chanel Fashion — о Виржини Виар, бестселлерах и бутике в ГУМе

Бренд Chanel открыл бутик в самом центре Москвы — в ГУМе

РБК
Стрельба втемную Стрельба втемную

Эта история российского стрелка Влада Лобаева началась с ролика на Youtube

Популярная механика
Мама 17-ти детей, которая приручила время Мама 17-ти детей, которая приручила время

Как Валентина Красникова воспитывает детей и развивает популярный женский проект

Лиза
«Суператлет, как Роналду»: как Овечкин стал главной маркетинговой звездой мирового хоккея «Суператлет, как Роналду»: как Овечкин стал главной маркетинговой звездой мирового хоккея

Овечкин входит в рейтинг самых высокооплачиваемых российских спортсменов 2010-х

Forbes
В митохондриях голого землекопа нашли проявление «программы антистарения» В митохондриях голого землекопа нашли проявление «программы антистарения»

Механизм, который защищает голого землекопа от окислительного стресса

N+1
«Вкусные» запахи «Вкусные» запахи

Существует ли связь между ароматом духов и нашими предпочтениями в еде

Здоровье
8 самых неудачных автомобильных дуэтов в мире 8 самых неудачных автомобильных дуэтов в мире

Они такие разные, так почему же они вместе?

Maxim
Машинное обучение помогло диагностировать рак по ДНК микроорганизмов в крови Машинное обучение помогло диагностировать рак по ДНК микроорганизмов в крови

Этот метод диагностирования универсален для всех типов рака

N+1
Шестьсот лет местные Шестьсот лет местные

Село Варзуга отметило 600 лет — это старейшее поселение на Кольском полуострове

Огонёк
Биолог на Марсе Биолог на Марсе

Первый неамериканский марсоход: Rosalind Franklin в поисках воды и жизни

Популярная механика
Цветы зла: что нужно нарциссу Цветы зла: что нужно нарциссу

Отношения с нарциссом сначала напоминают сказку, а потом – драму и триллер

Cosmopolitan
Правила жизни Сергея Мавроди Правила жизни Сергея Мавроди

Жизнь у меня пропащая, честно скажу

Esquire
«Заражение» и еще 8 фильмов, которые предсказали будущее «Заражение» и еще 8 фильмов, которые предсказали будущее

«Заражение» Стивена Содерберга стало самым скачиваемым фильмом

РБК
Святая простота Святая простота

Валерия Дзюба считает, что роскошь — в простоте и свободе

AD
Не навреди любовью Не навреди любовью

Мы нередко сами наносим своему ребенку непоправимый вред

Лиза
Обед с Портосом Обед с Портосом

Постные фрикадельки для жизнелюбов и гурманов

Огонёк
Жутко интересно: 5 самых мистических гостиниц Жутко интересно: 5 самых мистических гостиниц

Эти места идеальных для путешественников, которые жаждут адреналина

Популярная механика
Неизвестные романы короля российской эстрады. С кем был Киркоров до Пугачевой? Неизвестные романы короля российской эстрады. С кем был Киркоров до Пугачевой?

До встречи с Аллой у Филиппа было несколько романов

Cosmopolitan
Остановить и не убить: как устроен травматический пистолет Остановить и не убить: как устроен травматический пистолет

Чтобы умело пользоваться травматическим оружием, надо понимать, как оно работает

Популярная механика
10 лайфхаков для готовки в экспресс-режиме 10 лайфхаков для готовки в экспресс-режиме

Советы, которые помогут ускорить и упростить процесс ежедневной готовки

Cosmopolitan
Золотые часы и минуты Золотые часы и минуты

Сколько зарабатывают лондонские юристы на семейных спорах богатых россиян

Forbes
Миф о Настоящей Женщине: невыполнимые правила, которые нам навязывает общество Миф о Настоящей Женщине: невыполнимые правила, которые нам навязывает общество

Как не заблудиться во взаимоисключающих требованиях к Настоящей Женщине

Cosmopolitan
Одной крови. Как генетик из Гарварда создал приложение для знакомств, которое ищет пары на основе ДНК Одной крови. Как генетик из Гарварда создал приложение для знакомств, которое ищет пары на основе ДНК

Генная терапия — это атомная энергия XXI

Forbes
10 отличных сериалов, которые вы могли пропустить — на любой вкус 10 отличных сериалов, которые вы могли пропустить — на любой вкус

Достойные телешоу, на которые точно стоит обратить внимание

Esquire
Открыть в приложении