Тимур Бекмамбетов — о полной цифровизации мира и о своем новом фильме

ForbesЗнаменитости

«Это похоже не на войну, а на революцию». Тимур Бекмамбетов о том, как изменится кино и вся наша жизнь после эпидемии

Юлия Варшавская, Нинель Баянова, Андрей Родин

Тимур Бекмамбетов. Фото Александра Щербака/ТАСС

Режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов еще 7 лет назад предугадал, что скоро большая часть нашей жизни будет происходить в смартфонах и ноутбуках, — и придумал новый формат кино «скринлайф», где все действие фильма происходит на экранах гаджетов. В большом интервью Forbes Life Бекмамбетов рассказал, почему вирус переживут только тот, кто умеет быстро меняться, о полной цифровизации мира и о своем новом фильме «ФАУ. Побег из ада».

Как вы переживаете пандемию? Что вы чувствуете и что делаете?

Как, наверное, и все. Это смесь любопытства и ужаса, потому что мы никогда не жили в таком мире. И все новое, все по-другому. Разве можно было себе представить, что не будет возможности сесть в самолет — и улететь в Париж?

Какие в связи с этим появились ограничения в вашей жизни?

Это ограничения прежде всего внутренние. Но я думаю, в ближайшую неделю мы все начнем ощущать практические препятствия — такие, как возможность передвижения или сложности в реализации собственных проектов, планов. Как, наверное, вы догадываетесь, любые ограничения рождают новые идеи и возможности — все, что делает нас сильнее. Поэтому я думаю, есть и отрицательные, и положительные стороны текущего процесса.

Вы, насколько я знаю, фактически живете на две страны между Лос-Анджелесом и Россией. Наверное, сейчас появились сложности с передвижением?

Вы знаете, я последний год очень редко бываю в Америке. Больше времени провожу дома. Так что эта часть меня мало затронула, потому что я уже давно работаю в двух странах, находясь географически только в одной из них. Есть скайп, есть те самые технические приложения, которые позволяют нам больше физически не перемещаться в пространстве, а жить и работать удаленно. Так что я живу больше в России в последние годы, а в Америке бываю только виртуально.

Расскажите, что сейчас происходит в кино? Все кинотеатры закрыты, все премьеры перенесены, съемки фильмов отменяются. Как индустрия реагирует на происходящее?

По-моему, пока еще никак. Никто еще не осознал произошедшего. Есть временные препятствия и ограничения, связанные со способностью снимать там, где хочешь и что хочешь. Пока у всех ощущение, что все это пройдет.

На самом деле то, что мы сейчас переживаем, — это некий рубеж, стена, за которой начинается другая жизнь. Я думаю, кино не будет таким, каким оно было раньше. И процесс производства, и способ просмотра — все будет сильно меняться. И это не связано с вирусом напрямую. Вирус является лишь триггером, который активно запустил процессы, которые давно накапливались: готовились новые форматы, новые идеи, новые способы доставки контента. Просто эпидемия помогла прямо сейчас сделать это быстро. Люди сейчас не могут пойти в кино — они посмотрят фильмы на своих планшетах, телефонах, телевизорах, дома.

Как мы знаем, за последнюю неделю произошел этот фантастический скачок потребления цифрового контента, рост стоимости платформ. И было понятно, что это случится — но в течение пяти лет. Кто-то говорил: нет, это будет гораздо быстрее — 3 года. Но похоже, что все это случится в течение 3-5 месяцев. Это касается и производства контента. Мы больше не можем — по крайней мере сейчас — снимать фильмы, которые мы снимали раньше, потому что больше 50 человек собираться опасно. Мы начали экспериментировать, мы стали снимать фильмы, включаясь удаленно, включая группы процессов через средства видеосвязи.

Это все эксперименты, пробы, в реальности процесс пока еще не отлажен. И наверняка он не сможет удовлетворить потребности традиционного кинопроизводства. Поэтому кинопроизводство будет другим. Съемочная группа в американском кино – это обычно порядка тысячи человек. Огромное количество помощников, ассистентов, машин, транспорта. Это гигантская фабрика, которая перемещается по городу в зависимости от того, где происходит съемка. Но похоже, такое теперь практически невозможно организовать. Соответственно, будут сниматься другого типа фильмы. Будет применяться больше компьютерной графики. Может быть, поменяется формат кино.

Какой формат кино возможен в таких условиях?

Скорее всего, мы дождались своего часа, потому что последние 7 лет мы разрабатывали формат, который называется скринлайф. Это формат кино, когда действие разворачивается непосредственно на экране героя.То есть мы следим за героем не со стороны — мы следим за экраном его девайса: компьютера или телефона. И я долго пытался всех убедить, что самое интересное в нашей жизни происходит именно на экранах наших компьютеров. Но мне все возражали — говорили, что все-таки реальная жизнь и реальный мир для нас более значимы. И то, что сейчас произошло, отрезало путь назад. Совершенно очевидно, что мир наших виртуальных коммуникаций, мир наших экранов – он стал для нас сегодня основным миром. И совершенно очевидно, чтобы рассказать про сегодняшние проблемы, мечты, радости и несчастья, нужно показывать их на наших экранах, потому что именно здесь мы себя реализовываем. Так что я абсолютно уверен, что скринлайф будет одним из основных медиаформ будущих 10 лет. А дальше я не знаю, может быть, исчезнут экраны и мы будем получать информацию напрямую в мозг. Это мы узнаем после следующего вируса.

Но, если посмотреть, как более консервативная часть киноиндустрии реагировала не то что на скринлайф, а даже на развитие онлайн-платформ, то я бы назвала это «настороженно». И «Оскар», и «Золотой глобус» их игнорируют. Как вы считаете, оценка качества кино изменится? Будут ли какие-то другие критерии?

Для меня всегда существовала только одна оценка качества кино – это любовь зрителя и телезрителя. Самый требовательный критик — это зритель. Показательно, что на всех фестивалях наши фильмы в формате скринлайф получали только один тип приза – зрительских симпатий. Мы никогда не получали приз жюри – ни в Берлине, ни в Сандэнсе, ни в South by Southwest в Техасе, ни в Каннах. И, конечно, мы получали призы за технологические инновации в кино.

Но вы правы абсолютно: критика и индустрия пренебрежительно относилась ко всем новым технологическим решениям. Это нормально, потому что критики — люди, как правило, консервативные. Они хранят канон и слегка близоруки. Все эти люди очень ценять старый формат кино — они учились в киношколах, долго поднимались по карьерной лестнице с ассистентов и помощников до режиссеров и продюсеров. И для них сидеть в кресле с надписью «продюсер» или «режиссер» и кричать «мотор!» очень значимо. Но случившееся со всеми нами приключение в виде вируса — оно просто отрезало дорогу назад. И теперь, хочешь – не хочешь, придется осваивать новые форматы.

А вы сами готовы к тому, что все кино будет в новом формате?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

20 способов держать мозг в тонусе 20 способов держать мозг в тонусе

Хотя многие считают, что способности нашего разума ограничены коэффициентом IQ, существует ряд способов улучшить когнитивные способности. Для этого нужно каждый день нагружать, тренировать и удивлять мозг.

Psychologies
Замедление Китая: судьба или выбор? Замедление Китая: судьба или выбор?

Как отреагирует Китай, когда мировая экономика войдет в рецессию в этом году

Эксперт
Нужно ли России «разбрасывать деньги с вертолета» во время пандемии? Нужно ли России «разбрасывать деньги с вертолета» во время пандемии?

Российская экономика не обладает развитой социальной системой для помощи

Forbes
Машины времени: 15 лучших sci-fi комиксов Машины времени: 15 лучших sci-fi комиксов

Графические sci-fi романы, которые будут интересны взрослым

Популярная механика
10 растений для ленивых садоводов 10 растений для ленивых садоводов

Пора решить: залить участок асфальтом или посадить вот это всё и расслабиться

Maxim
Как не вестись на провокации Как не вестись на провокации

Как дать отпор провоцирующему ссору собеседнику?

Maxim
«Девочки не кодят»: как IT-индустрия избавляется от стереотипов «Девочки не кодят»: как IT-индустрия избавляется от стереотипов

Гендерные предубеждения медленно, но верно разрушаются

Forbes
«Злить коллег-мужчин — отдельное удовольствие»: как работают женщины-шефы «Злить коллег-мужчин — отдельное удовольствие»: как работают женщины-шефы

Женщины-повара, кондитеры и рестораторы о сексизме, конкуренции и залоге успеха

РБК
Майкл Шелленбергер: 15 аргументов экоскептика Майкл Шелленбергер: 15 аргументов экоскептика

Так ли апокалиптично будущее, как его представляют экоактивисты?

РБК
Частичное репрограммирование омолодило клетки человека на пять лет Частичное репрограммирование омолодило клетки человека на пять лет

Ученые проверили технологию частичного репрограммирования

N+1
Особое внимание Особое внимание

Он следит за каждым твоим шагом, хочет знать о тебе всё...

Cosmopolitan
Ретинол для лица: полная инструкция и лучшие кремы с ним Ретинол для лица: полная инструкция и лучшие кремы с ним

Вокруг ретинола ходит немало слухов и сомнений

Cosmopolitan
Пока все дома: как научиться работать «на удаленке» и не впасть в депрессию Пока все дома: как научиться работать «на удаленке» и не впасть в депрессию

Как простым сотрудникам пережить переход «на удаленку» без особых потерь

Forbes
Слезы капали Слезы капали

Дизайнер Полина Осипова не догадывалась, что будет продавать свои слезы

Seasons of life
«Они постараются нас убить»: что будет с миром, если мужчины станут «слабым полом» «Они постараются нас убить»: что будет с миром, если мужчины станут «слабым полом»

Отрывок из нового романа Наоми Алдерман «Сила»

Forbes
Луч надежды Луч надежды

Как создается российское медоборудование для диагностики и лечения заболеваний

Популярная механика
«Ксива», «Дайте две!» и еще 14 слов и выражений с увлекательной историей происхождения «Ксива», «Дайте две!» и еще 14 слов и выражений с увлекательной историей происхождения

Разбираем по косточкам крылатые слова и выражения, оккупировавшие наш язык

Maxim
Пограничное состояние, или текс, мекс и индейцы Пограничное состояние, или текс, мекс и индейцы

Никакие пограничные посты не смогут разделить людей одной культуры

Вокруг света
Опасная пауза Опасная пауза

С чем связаны сбои менструации, приливы и нарушения сна

Лиза
Как не пьянеть, когда нужно много пить: 11 подсказок, чтобы не краснеть утром Как не пьянеть, когда нужно много пить: 11 подсказок, чтобы не краснеть утром

Трюки, которые помогут пережить бурную ночь

Playboy
Квантовые повторители наделили памятью из алмазов Квантовые повторители наделили памятью из алмазов

С помощью этих повторителей можно построить большие квантовые сети

N+1
Потерянные деньги: почему женщины меньше инвестируют и как это исправить Потерянные деньги: почему женщины меньше инвестируют и как это исправить

Мировая финансовая индустрия теряет 700 млрд, не привлекая женскую аудиторию

Forbes
Арт-терапия Арт-терапия

Дизайн–дуэт Паломба вдохнул новую жизнь в старинное палаццо в Апулии

SALON-Interior
О катастрофах и страхах. Размышления о прошлом на фоне настоящего О катастрофах и страхах. Размышления о прошлом на фоне настоящего

В том, что происходит сегодня во всем мире, нет ничего пугающего

СНОБ
Здесь был Чехов… Здесь был Чехов…

Антон Павлович Чехов и его дом на Грачёвке, ныне Трубной улице

Дилетант
День, когда людоед издох. Почему 5 марта должно стать праздником новой России День, когда людоед издох. Почему 5 марта должно стать праздником новой России

День смерти чудовища — это день освобождения для тех, кого оно не успело сожрать

СНОБ
Как найти программу, которая тормозит компьютер? Как найти программу, которая тормозит компьютер?

Что делать, если ОС начинает тормозить без видимой на то причины?

CHIP
Пью за вас Пью за вас

Британка Флоренс Пью с разбегу взлетает на вершину Голливудского холма

Vogue
Поведение слизевика оказалось неплохим методом выявления космической паутины Поведение слизевика оказалось неплохим методом выявления космической паутины

Астрономы представили новый алгоритм поиска нитей космической паутины

N+1
Штрафы-2020: автомобилистам рассказали, к чему готовиться Штрафы-2020: автомобилистам рассказали, к чему готовиться

Штрафы ГИБДД перейдут в проект нового КоАП без изменений, но нормы скорректируют

РБК
Открыть в приложении