«Подростки — это мощная сила, которая способна изменить мир». Эксперты продюсерского центра «Вдохновители» о том, как создавать социально значимый контент
Продюсерский центр «Вдохновители» выпустил клип на песню «Не хуже» о том, как подросток Саша преодолевает свои комплексы на пути к мечте. В ролике снялись 40 молодых людей и девушек из Екатеринбурга. Сооснователи центра Аля Береславцева и Олеся Овчинникова рассказали «Снобу» о том, что такое социально преобразующий контент, как его создают и почему он прибылен для бизнеса.
Импакт-контент становится новой нормой в сфере креативных медиа. Объясните простыми словами, что это вообще такое — импакт
Аля Береславцева: Импакт — это контент, который влияет на аудиторию для осуществления позитивных изменений. Термин возник в сфере бизнеса, когда компании нового поколения начали задумываться о социальной ответственности. Кстати, такая модель ведения бизнеса в конечном счете тоже стала приносить большую прибыль.
Олеся Овчинникова: Русскоязычные коллеги переводят слово «импакт» как «социально преобразующий» контент. Можно сказать, мы создаем и продюсируем контент, меняющий мир.
В чем причина появления такого тренда?
Аля Береславцева: Люди из сфер бизнеса и кино осознали тот факт, что теперь, чтобы прибыль увеличивалась, нужно быть включенным в социальную повестку и нести социальную ответственность. Сложно назвать точное время, когда появился импакт-контент, как и нельзя назвать его каким-то очередным модным трендом. Грубо говоря, он начал зарождаться с появлением кинематографа. Однако если раньше социальные высказывания в медиа встречались не так часто, то сегодня массовая культура и современные медиа зачастую ставят перед собой цель создать именно социально значимый контент.
В 1991 году Ридли Скотт снял роуд-муви «Тельма и Луиза», в котором главные персонажи — женщины. Нельзя сказать, что режиссер планировал высказывание в поддержку феминизма и был как-либо заинтересован этой повесткой, он просто рассказывал историю. Но фильм стал культовым и оказал колоссальное влияние на аудиторию, спровоцировал скандалы. Консервативное сообщество говорило о том, что разъезжать на машинах и разбираться с проблемами, как мужчина, — не дело женщины. Однако множество женщин, вдохновившись героинями, изменили свою жизнь и стали активными участниками всех социальных процессов. Кино всегда влияло на жизнь, но только недавно стало ясно, что работу с социальными проблемами можно вывести на совершенно другой уровень, целенаправленно занимаясь ими и в культуре, и в СМИ.
Сегодня даже существуют два университета, где обучают созданию импакт-контента. Это Нормандский учебный центр в Южной Каролине и Центр социальных развлечений Калифорнийского университета. В России эту тему развивают коллеги из НИУ ВШЭ.
Олеся Овчинникова: С развитием социальных сетей и онлайн-платформ стало понятно, что информация, которая в них аккумулируется и создается, в дальнейшем формирует наш мир. Мы смотрим короткие видео, скроллим ленту, а потом идем в реальную жизнь и совершаем поступки, основанные на образах, которые почерпнули из просмотренного контента. Конечно, многие его производители задумываются о заложенном смысле, ведь любой информационный продукт может быть доступен каждому и сказывается на поведении большого количества людей.
Кому в первую очередь может быть интересен такой контент?
Аля Береславцева: Спрос зрителя на такого рода контент вырос, но какой-то особой аудитории не существует. Импакт — это не что-то особенное, не какой-то документальный фильм, в котором люди с утра до ночи думают о судьбе человечества. Мы, как продюсеры, считаем, что импакт — это просто качественный развлекательный контент. Его можно смотреть как любой клип, сериал, ролик. При этом понятно, что продюсер на старте создания контента определяет аудиторию, которой он предназначается.