Немаленькая женщина: как Грета Гервиг из звезды инди-кино стала режиссером, заработавшим миллиард долларов в прокате
Портрет Греты Гервиг в цифрах впечатляет. 4 августа ей исполнилось 40 лет. К своему юбилею она стала первой женщиной-режиссером, заработавшей в мировом прокате $1 млрд с фильмом «Барби». Все ее режиссерские проекты окупались минимум в 5,5 раза. На ее счету 17 номинаций на главные кинопремии мира, включая «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. А ее фильмография насчитывает 35 проектов. На примере нескольких из них разбираемся в феномене Гервиг, которая сумела пройти путь от звезды авторского кино до постановщика, за сотрудничество с которым сражаются топовые киностудии Голливуда.
«Приключение жительницы Нью-Йорка»
Гервиг шутит, что с помощью своих ролей сумела убедить всех, что она уроженка Нью-Йорка, хотя это не так. Грета родилась и выросла в солнечной и более расслабленной Калифорнии. Но несмотря на относительную близость к «фабрике грез», с детства она мечтала о карьере, далекой от производства фильмов. Будущей звезде авторского кино хотелось заниматься фехтованием, но у родителей — банковского сотрудника Гордона и гинеколога Кристины Гервиг — не было возможности оплатить недешевое увлечение дочери. Отказавшись от мечты о большом спорте, Грета переключилась на литературу, с помощью которой, как известно, можно прожить сотни жизней и представить себя кем угодно. Гервиг не стала мелочиться и представила себя автором, который способен создавать подлинные миры.
В 2006 году она окончила престижный Барнардский колледж с дипломом по английскому языку и философии. Во время учебы Грета увлеклась не только сценарным мастерством, но и актерством и успела сняться в нескольких студенческих короткометражках. Личная органика девушки очень понравилась начинающим режиссерам, которых подкупила ее расслабленность и убедительность в кадре. И она решила не останавливаться.
«Милая Фрэнсис»
В числе первых проектов Греты фильмы «ЛОЛ», «Ханна берет высоту», «Ночи и выходные», а также «Приключение жительницы Нью-Йорка», которые во многом определили направление ее карьеры, тесно связанной с жанром мамблкор. Это направление в кино, сюжеты которого базируются на большом количестве диалогов между героями. Не все они ювелирно выстроены и несут в себе сакральный смысл. Напротив, это попытка с их помощью привнести в фильмы жизненную убедительность. В реальности мы тоже часто болтаем с друзьями без умолку, пересказываем не самые интересные истории и просто что-то бормочем себе под нос.
Грета оказалась очень хороша в умении просто много говорить в кадре, но делать это так, что невозможно оторваться. Ее большой прорыв в авторском кино случился в 2011-м, когда на экраны вышла «Милая Фрэнсис» — картина, в которой по-настоящему зажглась звезда и самой Гервиг, и только стартовавшего в профессии Адама Драйвера.
Черно-белая картина Ноа Баумбака (до этого он уже работал с Гервиг в фильме «Гринберг») — поэтический портрет миллениалов начала десятых. Позади мировой финансовый кризис, сильно пошатнувший всеобщую веру в надежность денег, и технологический прогресс с появившимися айфонами и социальными сетями, сделавшими нас прозрачными для всех. Впереди — неизвестность, растерянность и отсутствие желания повторить путь родителей, который в новом тысячелетии утратил смысл. Фрэнсис в исполнении Гервиг получилась не великовозрастной бездельницей, а девушкой-видением. Она легкая, хоть и запутавшаяся в жизни; веселая, хоть и серьезно рефлексирующая о многом; умная, хоть и не любит сильно философствовать; очень искренняя, хотя часто ранится из-за своей открытости.