Почему не стоит строить свою самооценку вокруг карьерных достижений
Психолог Эмили Эсфахани Смит — о концепции генеративности, которую люди начинают воспринимать только в старшем возрасте

Reminder продолжает цикл эссе о смысле жизни и больших идеях, объясняющих, как устроен мир.
Что такое успех? Для многих из нас это достижения в образовании и карьере. Лучше закончить престижный университет, чем малоизвестный институт. Лучше быть менеджером крупной компании, чем отцом семейства, который нянчится дома с детьми. Лучше иметь два миллиона незнакомых подписчиков в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), чем постить фотографии для друзей. Такое представление об успехе часто называют спортивным. На самом деле в нем важен не спортивный элемент, а стремление соответствовать чужим стандартам. Об этом в своей статье написала психолог и научный журналист Эмили Эсфахани Смит.
Мы делаем карьеру, получаем престижные дипломы или контракты не потому, что хотим именно этого, а чтобы доказать свою состоятельность. Ориентироваться в стремлении к успеху не на себя, а на чужое мнение — опасная иллюзия, которая может серьезно навредить тем, кто в нее верит, уверена Эмили Эсфахани Смит. Практические исследования, которые она провела при работе над книгой «Сила смысла», показывают: пока вы соответствуете этому стандарту успешности, жизнь кажется вам осмысленной. Но в случае неудачи вы рискуете потерять то единственное, что составляло ее смысл. Вспомним историю предпринимателя, инвестора и писателя Энтони Тяня.
Едва закончив Гарвардскую бизнес-школу, Тянь возглавил быстрорастущую интернет-компанию стоимостью $100 млн и готовился к первому публичному размещению акций. Выход на биржу должен был стать вершиной его стремительной карьеры. Но не стал. В назначенный день, 10 марта 2000 года, на бирже лопнул пузырь доткомов — произошел крупнейший в истории обвал индекса высокотехнологичных компаний NASDAQ. В итоге акции были проданы по заниженной цене. Вместо сверхприбыли компанию Тяня ждала реструктуризация и три раунда увольнений. А его самого — унижение и отчаяние.