Купить за юани
После длительного спада интереса к юаневому финансированию МКБ привлек 200 млн юаней от China Development Bank и готов предоставлять их российским компаниям, работающим с Китаем
Россия и Китай начинают переходить от слов к делу: все чаще коммерческие сделки между компаниями из наших стран обслуживаются не в долларах, а в национальной валюте. В пресс-службе ВТБ напоминают, что, по статистике ЦБ РФ, в 2019 году внешнеторговые расчеты РФ и Китая в долларах США сократились практически вдвое по сравнению с 2018 годом, значительная доля расчетов теперь проводится в евро и национальных валютах.
Пока, правда, о крупных публичных сделках в рублях ничего не слышно. Зато на прошлой неделе Московский кредитный банк (МКБ) подписал соглашение о привлечении средств от China Development Bank. По нему МКБ получит до 200 млн юаней (чуть меньше двух миллиардов). МКБ стал первым частным банком, которому удалось реализовать такой формат сделки. В пресс-службе банка пояснили, что цель соглашения — привлечь средства для стимулирования торговли между Россией и Китаем в национальных валютах. Речь идет о самых разных видах финансирования: закупки по аккредитивам, факторинг, лизинг, пополнение оборотных средств для компаний, работающих с Китаем.
Ранее тот же МКБ подписал мультивалютный кредитный договор на два миллиарда рублей с сетью «Остин» (O'stin), которая получила от банка юани для закупки продукции у китайских поставщиков. Финансирование МКБ привлек через синдицированный кредит от крупных региональных банков Китая. Это также был первый случай, когда российский частный банк получил синдицированный кредит от китайских финансовых организаций. Стоит пояснить, что это отдельная сделка, хотя и преследует те же цели, что и соглашение с China Development Bank.
«МКБ в ноябре 2019 года получил кредитный рейтинг АА+ по китайской национальной шкале от рейтингового агентства Lianhe Ratings. У банка открыты корреспондентские счета в китайских банках, есть межфакторные соглашения, открыты лимиты. Мы планируем активно наращивать бизнес в этом направлении», — рассказала Наталья Бахова, начальник управления продаж документарного и международного бизнеса МКБ.
Китайцам нужны доллары
Энтузиазм МКБ вполне понятен. Китай — один из крупнейших наших торговых партнеров, причем его доля во внешнеторговом обороте растет — 16,64% в 2019 году против 15,73% в 2018-м. В целом же товарооборот между Китаем и Россией за 2019 год составил 110,918 млрд долларов.
Непонятно другое: почему никто из российских банков активно не занимается торговым финансированием в юанях? Более того, оборот по сделкам спот пары юань/рубль на Московской бирже упал с 697 млрд рублей в 2015 году до 122 млрд в 2017-м и только к 2019 году плавно восстановился до 221 млрд рублей. Что интересно, именно 2017 год был периодом наибольшего энтузиазма в области сотрудничества с Китаем и деклараций о переходе на национальные валюты в торговле между нашими странами. Некоторые китайские компании активно лоббировали юани, и если контракт заключался в юанях, то предоставляли скидку на товар. При этом в 2017 году спрос на юань на Московской бирже резко упал.
Пионером и до недавнего времени единственным банком, сотрудничающим с китайцами, был ВТБ. Первые аккредитивные сделки в юанях для клиентов банк провел в мае 2010 года, он сотрудничает с китайскими банками и финансовыми институтами для совместной поддержки проектов клиентов по краткосрочному и долгосрочному торговому финансированию в различных отраслях. ВТБ был организатором целого ряда выпусков облигаций китайских эмитентов. В 2017 году «ВТБ Капитал» совершил на китайском долговом рынке сделок на 3,6 млрд долларов. А вот уже со второй половины 2018 года найти новости об успехах ВТБ на китайском направлении стало довольно сложно. И последователей у него тоже до недавнего времени не было.
Дело в том, что заработать на юаневых финансовых инструментах непросто. ЦБ в 2018–2019 годах даже неоднократно обвиняли в потерях из-за излишних, по мнению биржевых аналитиков, вложениях золотовалютных резервов в юани. В октябре прошлого года Bloomberg подсчитал, что потери России за год из-за замены доллара на евро и юань составили 7,7 млрд долларов. Это неудивительно, ведь Китай постепенно девальвирует свою валюту.
Есть и еще один важный момент: китайские компании сами предпочитают оплату в долларах. «Доллары остаются более ходовой валютой в расчетах с Китаем. В долларах проще привлечь финансирование (не только от китайских банков, но и от европейских и американских банков под торговые контракты с Китаем), ставки по долларам ниже и привлекательнее для заемщиков», — рассказывает начальник управления торгового финансирования Альфа-банка Дина Меркулова.
Китайские правила игры
Крупные китайские компании решают вопросы импорта и экспорта самостоятельно. «Обычно китайской компанией учреждается “дочка” в России. Товар из Китая отгружается ей без предоплаты, дальше действует система контроля со стороны Китая за прибылью и финансовыми потоками “дочки”, и все деньги распределяются нужным образом», — объясняет основатель компании Sinoruss Сурана Раднаева. Получается, что наши компании имеют дело уже с российскими представительствами.
Дина Меркулова добавляет, что российские компании, в свою очередь, сейчас покупают юани сами либо берут краткосрочные кредиты. «Более того, у некоторых российских компаний есть кредитные линии в китайских банках. Однако речь идет о китайских банках, которые имеют дочерние банки в России: ICBC, Bank of China, China Construction Bank», — добавляет она.
Вообще, ведение бизнеса с китайскими компаниями — довольно сложный процесс. «Китайцы более требовательны к документам и условиям сделки. Например, европейцы могут запросить только контракт, под который привлекается финансирование. Китайцы запрашивают помимо контракта транспортные документы, таможенные декларации, заверения от поставщиков, что товар китайского происхождения, и прочее, — рассказывает Дина Меркулова. — Процесс одобрения сделок и подписание документации занимает гораздо больше времени, чем с европейцами. Ждать нужно несколько месяцев. Столько ждать мало кто готов. Но если есть заключенные рамочные кредитные договоры, то процесс, конечно, идет быстрее».
Есть еще одна сложность, о которой «Эксперту» рассказал представитель банковской отрасли, пожелавший остаться анонимным. Представим, что торговое финансирование нужно российской компании. Часто в таком случае китайский банк платит китайскому поставщику напрямую, а задолженность отражается на банке заемщика, то есть на банке российской компании. Однако движения (фактического поступления) средств ни у российского банка, ни у российской компании при такой схеме нет. Из-за этого по российскому законодательству такой вид платежа поставщику нельзя провести в балансе как кредит. Это может создать неудобства как для компании, так и для банка. С кредитными средствами от европейцев такой проблемы нет, они перед проведением оплаты поступают на счета российской компании — по сути, это оборотные средства, и компания сама может решить, куда их направить. Теперь МКБ сможет решить эту проблему, обеспечив и юаневое финансирование, и грамотное его оформление в РФ.
Как рассказали в пресс-службе ВТБ, объем рынка торгового финансирования потенциально оценивается в 10–20% от общего товарооборота, а товарооборот с Китаем, по данным таможенной статистики за 2019 год, составил почти 100 млрд евро. Сейчас среди клиентов ВТБ наряду с классическим финансированием пользуются спросом решения по предоставлению и дисконтированию отсрочки платежа с китайскими контрагентами. Так что вскоре примеру ВТБ и МКБ могут последовать и другие российские банки.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl