Как привлечь хорошего инвестора в стартап? Пять секретов Skyeng
На что обращает внимание инвестор, разыскивая компанию для инвестиций? Чем он может помочь, кроме денег? Как работают связи? И что стоит рассказывать инвестору? О своем опыте привлечения инвестиций в колонке для проекта «Школа миллиардера» рассказывает фаундер Skyeng Георгий Соловьев.
Skyeng за семь лет сумел привлечь несколько инвесторов. В 2013 году мы получили $30 000 от управляющего партнера британского хедж-фонда GLG Partners Эркина Адылова, затем в проект вошел Артем Яманов. Второй раунд состоялся также в 2013 году — топ-менеджер «Яндекса» Александр Ларьяновский вложил в Skyeng $300 000. В 2018 году в проект инвестировали фонды Baring Vostok.
Сегодня наша цель — сделать международный продукт. И мы с командой мечтаем об инвесторе, который поможет выйти на глобальный уровень.
Инвестора интересует Big idea
Оценивая компанию, инвесторы изучают три ее стратегических характеристики. И чем четче они прорисованы, тем выше шанс, что бизнес вызовет интерес.
Первое — это наличие Big idea, которая в перспективе может существенно изменить мир и станет основой для выстраивания большого бизнеса. Далее оцениваются критерии этой идеи — монопольность, эффективность работы на масштабе и другие. Они описаны в книге американского предпринимателя и инвестора Питера Тиля «От нуля к единице».
Во-вторых, инвесторы изучают рынок. Он должен быть большим, интересным. Какой бы замечательной ни была идея, если это маленький рынок одного вида корма для попугайчиков, то серьезные инвесторы в него вкладываться не будут. Идея должна быть масштабной, чтобы в перспективе изменить этот рынок и занять на нем существенную долю.
В этом пункте также имеет значение степень консолидации рынка. Чем ниже — тем лучше. Все рынки на определенной стадии развития из фрагментированного состояния переходят в консолидированное. Например, в ретейле рынок мелких магазинов превратился в рынок глобальных сетей. Рынок такси с кучей таксопарков свелся к работе трех агрегаторов.