Заплатить 25 тысяч рублей, чтобы поехать строить причал в деревне в Карелии: история турагентства «Альтуризм»
Екатерина Затуливетер и её команда предлагают провести выходные в российской глубинке, отдохнуть от суеты и помочь местным благоустроить село.
Желая начать свой бизнес и одновременно помогать людям, в 2015 году Екатерина Затуливетер открыла «Альтуризм» — турагентство, которое организовывает поездки в небольшие города и деревни России.
Туры стоят по 20-25 тысяч рублей, а в центре программы — помощь местным по благоустройству: уборка мусора, ремонт причала и других построек, помощь с открытием музея или цеха.
Выручка с туров покрывает расходы агентства на поездки и позволяет немного заработать. Основной доход компании приносят тренинги по социальному предпринимательству и проекты по развитию деревень и городов при участии бизнеса и местных властей.
Основательница «Альтуризма» рассказала, как искала первых клиентов, кто готов за свои деньги ехать работать в деревню и как она планирует запустить проект в других странах с помощью франшизы.
От идеи к проекту
Екатерина Затуливетер несколько лет работала по найму — в политике, PR и сфере образования. В 2014 году она задумалась об открытии своего дела, и ей хотелось, чтобы проект одновременно решал социальные проблемы.
«Концепция бизнеса только ради денег меня не прельщала, хотелось делать что-то полезное. Сфера благотворительности мне тоже не нравилась, потому что это вечное давление на жалость, жизнь от гранта к гранту. И ещё неизвестно, дадут ли тебе этот грант», — вспоминает основательница проекта «Альтуризм».
В 2014 году Затуливетер узнала о социальном предпринимательстве и поняла, что ей подходит такое направление. С одной стороны, это возможность делать что-то важное и помогать людям, с другой — бизнес, на котором можно зарабатывать.
Затуливетер изучила зарубежные практики и остановилась на волонтёрском туризме: как специалист-международник она надеялась применить знания в своём проекте.
«У меня степень магистра в сфере разрешения конфликтов. Поэтому я понимала, что если мы едем в Руанду, темой обучения детей там заниматься нельзя, это просто опасно для жизни. А вот развитием фермерства — вполне нормально», — поясняет она.
Изначально проект «Альтуризм» задумывался как поездки для россиян в страны третьего мира, чтобы там помогать развивать территории и местное население. Со своей идеей в ноябре 2014 года Затуливетер обратилась в центр поддержки социально значимых предпринимательских проектов Impact Hub Moscow. Там ей помогли доработать проект, но запустить MVP предпринимательница не успела: в декабре резко обесценился рубль.
«Если раньше у меня была задача уговорить россиян поехать в Танзанию строить школу за деньги, то теперь нужно было уговаривать их поехать в Танзанию строить школу за очень большие деньги», — рассказывает Затуливетер.
Она проводила опросы среди друзей и знакомых, выясняла мнения о проекте в соцсетях, но не получила отклика как от россиян, так и со стороны стран, в которых планировала организовать туры. Тогда она поняла, что нужно менять концепцию и задумалась о развитии малых городов и деревень России с привлечением в них туристов.
Как только я занялась этой идеей, всё начало складываться в пазл. Знакомые поддержали мою затею, стали рассказывать о ней своим друзьям и родственникам. В феврале 2015 года я открыла страничку «Альтуризма» в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), запустила на ней рекламу и сделала лендинг. Первые отклики появились почти сразу: мне написали жители двух деревень. Екатерина Затуливетер, основательница проекта «Альтуризм»
Первый тур
В феврале 2015 года в «Альтуризм» обратились супруги Лилия Славинская и Алексей Соколов из города Тутаев Ярославской области. Они рассказали, что город разделён на две части Волгой, и между ними нет моста. Вся промышленность сосредоточена в левобережной части — большей по площади и населению, а правый берег не благоустроен.
Эта семья проживала на правом берегу и время от времени пыталась привести район в порядок своими силами, убирала мусор с набережной. Но в одиночку многого не сделаешь — другие жители крутили пальцем у виска и говорили, что благоустройством должна заниматься местная власть. Я решила поехать в Тутаев и познакомиться с этой семьёй. Покупка билетов на поезд за 800 рублей — моё единственное вложение в проект. Екатерина Затуливетер
Вместе с семьёй активистов Затуливетер разработала тур на выходные дни, в программу которого вошла уборка мусора у площади рядом с поликлиникой.
Вернувшись из Тутаева, она прорекламировала первый тур на странице «Альтуризма» в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Примерно через неделю откликнулась первая клиентка — Анастасия Добровольская, которая захотела съездить в Тутаев вместе с друзьями отметить свой день рождения. И в апреле 2015 года состоялся первый тур на восемь человек.
Сейчас мы стараемся приобщить к благоустройству как можно больше жителей деревень, в которые возим туристов. Но в первый раз никого не приглашали и вышли собирать мусор группой альтуристов вместе с семьёй активистов. И каково было наше удивление, когда мы обнаружили на площади 18 жителей, которые уже убирали мусор.Они узнали, что к ним в город приехали специально для уборки территории, заплатив за это, и устыдились. Среди них была представитель администрации района, она даже выделила трактор для вывоза мусора. В итоге мы вывезли четыре трактора отходов, и ещё немного осталось, потому что пошёл снег и все разошлись. А в понедельник утром жители города вышли на площадь и перед работой закончили уборку. Я не ожидала такого огромного сдвига: в городе была только одна пара, которая что-то пыталась сделать, а после нашего приезда к ним присоединились ещё 18 человек. Екатерина Затуливетер
«Альтуризм» до сих пор поддерживает отношения с жителями Тутаева и периодически организовывает новые туры. За пять лет, по словам Затуливетер, сообщество активистов в Тутаеве увеличилось, они построили парк, установили в городе наличники со сгоревших домов, которые служат стендами с указателями, а также реставрируют старинное здание Строгановских соляных складов, расчищают противопожарные пруды.