Почему люди по-разному воспринимают эмоции
Один из авторов, пишущих для журнала The New Yorker, ведущий подкаста «История глазами ревизиониста» (Revisionist History) Малкольм Гладуэлл написал новую книгу — «Разговор с незнакомцем: Почему мы ошибаемся в людях и доверяем лжецам», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер». Опираясь на последние исследования, он рассказывает, почему эмоции являются главным фактором в принятии многих решений, как не довериться преступнику, а также рассуждает о природе лжи и доверчивости. «Сноб» публикует одну из глав.
Кучка островов, известных как архипелаг Тробриан, находится в Соломоновом море, в 160 км к востоку от побережья Папуа — Новой Гвинеи. Архипелаг совсем невелик, живут там 40000 душ. Этакая тропическая глухомань. Обитатели островов ловят рыбу и занимаются примитивным сельским хозяйством, как их предки тысячи лет назад, а древние местные обычаи оказываются удивительно стойкими даже в условиях неизбежного натиска XXI века. Подобно тому, как автоконцерны отправляют новые модели в Арктику, чтобы проверить их в экстремальных условиях, социологи подчас склонны подвергать свои гипотезы «стресс-тесту» в таких вот отдаленных местах. Если какая-либо теория работает не только в Лондоне и Нью-Йорке, но также и в Тробриане, можно совершенно уверенно заключить, что данное явление универсально — именно так рассуждали два испанских социолога, отправившись в 2013 г. на острова далекого архипелага.
Серхио Харильо — антрополог. Ему уже приходилось прежде бывать на Тробриане, так что он был знаком с языком и культурой аборигенов. Карлос Кривелли — психолог. В самом начале своей научной деятельности он изучал пределы прозрачности. Например, он просмотрел десятки видео с дзюдоистами, только что выигравшими схватку, чтобы увидеть, в какой момент они улыбнутся. В самый миг победы? Или сначала победили, а потом улыбнулись? В другой раз Кривелли изучал видеозаписи, на которых люди мастурбируют, чтобы узнать, как выглядят их лица в момент оргазма, когда, предположительно, субъект переживает истинное счастье. Будет ли оно очевидным и легко наблюдаемым? Поскольку в обоих случаях результаты оказались неутешительными, Кривелли усомнился в том, что лицо и впрямь является «витриной сердца». И тогда они с Харильо решили проверить гипотезу Дарвина.