Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

ForbesПсихология

Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Юлия Федотова

Фото Getty Images

Изображения сочных бургеров, ярких боулов и идеальных авокадо-тостов: кажется, будто мы едим глазами — и это не только метафора. Мы живем в эпоху визуального голода — соцсети, реклама и блогеры ежедневно «кормят» нас изображениями еды, которые могут провоцировать аппетит, переедание и даже расстройства пищевого поведения. Forbes Life разбирается, как наш мозг реагирует на виртуальное питание и может ли «насмотренность» на полезную еду развить правильные привычки

Человек еще никогда не видел вокруг себя столько еды: витрины, реклама, курсы, гиды, книжки, общепит, открытия-закрытия новых ресторанов, премии, подарочные корзины, ПП-марафоны, социальные медиа. Современный человек сталкивается с тысячами изображений еды ежедневно. Это не просто маркетинг — это стимул, который вмешивается в гормональную регуляцию и аппетит. Как работает «визуальный голод», чтобы понять, как обернуть непривычную для мозга ситуацию себе на пользу?

Питаться глазами: как картинки в соцсетях заставляют нас есть больше

Мы привыкли измерять ценность изображения в деньгах, эмоциях или, на худой конец, лайках. «Эта картинка может стоить тысячу калорий», — заявили специалисты на съезде эндокринологов в Хьюстоне. «Стимуляция зоны вознаграждения мозга может способствовать перееданию и ожирению, — подтверждает Кэтлин Пейдж, доцент Университета Южной Калифорнии. — И это открытие поразило нас, поскольку современный мир заполнен рекламой, демонстрирующей высококалорийную еду».

Исследования, которые были опубликованы в журнале «Мозг и когниция», показали, что, если смотреть на то, как едят другие, несложно заполучить дополнительные килограммы на своем теле. Конечно, еда поступает в организм не через глаза, а через рот, но ученые установили, что виртуальное питание способно спровоцировать физиологический голод, а это уже может привести к увеличению веса. Опасность в том, что виртуальная еда стимулирует, но не насыщает.

В прошлом году исследование подтвердило выводы, которые озвучивали более ранние работы: «залипание» на еду ведет к неразумному пищевому поведению. Этот феномен развился благодаря взрывному росту социальных сетей, где пользователи-«фудис» и знаменитости выкладывают соблазнительные фотографии блюд. «Социальные сети изменили способ, которым наш мозг воспринимает информацию», — считает глава Bey Health Solutions врач Андреа Бей. Исследование показало, что видео и посты могут влиять на представление пользователей о своем теле, а также на пищевые привычки. Исследователи обнаружили, что 32% всех пользователей, признавших наличие у себя пищевых расстройств, были подписаны на материалы о «детоксе» в социальных сетях (пользователей без пищевых расстройств было только 13%). Китайская социальная сеть TikTok после критики со стороны Европейской комиссии запретила хештег #skinnytok, из-за опасного контента, продвигающего нездоровые способы похудения и провоцирующего расстройства пищевого поведения (если его набрать, то пользователь окажется на страничках с психологической поддержкой).

«Многие следят за модными блогерами, начинают следовать их примеру: тост с лососем и авокадо на завтрак, на десерт – пудинг из семян чиа», — пишет спортивный тренер и автор книги «Философия питания» Анастасия Шардакова. Она говорит, что со временем человек перестает слышать себя: он хочет гречки с маслом, но ест хлебцы, потому что так делает «тот блогер». Актриса Джессика Бил постит много фото разнойеды, но высказывается предположение, что так она продвигает собственный ресторан в Лос-Анджелесе. Джиджи Хадид, модель с более чем 80 млн подписчиков, часто подвергалась критике за продвижение контента, который связывали с брендами фастфуда. «В итоге растет тревога: «Что съесть, когда съесть? Правильно или нет? Так идея здорового образа жизни превращается в что-то нездоровое», — отмечает Шардакова.

«Чужая еда выглядит вкуснее», — говорили нам в детстве. Психолог и специалист в области питания Дарья Гладилина объясняет Forbes Life, что это не просто поговорка, а научно обоснованный феномен: собственный выбор воспринимается как предсказуемый и скучный, к тому же, социальные сети усиливают FOMO через демонстрацию чужих «идеальных» блюд, а маркетологи этим манипулируют: нейромаркетинг создает иллюзию, что продукт даст «чужой» опыт, например, Coca-Cola ассоциируется с дружбой и радостью. Отлично работает и эффект социального доказательства: «Я ела это — тебе тоже стоит попробовать!»

К тому же, исследователи из Йельского университета говорят, что мы чувствуем себя счастливее, когда фиксируем на фото радостный, красивый момент, пусть даже это кусок жирного, липкого торта на дне рождения ребенка. Ученые поддерживают фотографирование еды до тех пор, пока отношения с едой «здоровые», а эмоции от фото — положительные.

Что происходит в мозге, когда мы видим еду

Биохимик, нейробиолог, доктор наук университета Вашингтона и автор книги «Голодный Мозг» Стефан Гийаней занимается исследованиями неврологии пищевого поведения. Он пишет, что еда выступает в роли мощного подкрепляющего средства и перетягивает на себя управление поведением человека. А некоторые продукты сильнее воздействуют на мозг, чем другие (представьте репу, а затем мороженое).

Мы в состоянии принимать разумные решения. Ученые доказали, что функция осуществления выбора зависит от древних структур – базальных ганглиев, а они находятся глубоко в мозге. Чтобы оценить всю мощь этой системы, автор предлагает посмотреть на количество энергии, которое она поглощает: мозг потребляет пятую часть затрачиваемой энергии, а занимает 2% веса тела. «Эволюция позволила нам влачить это энергоемкое бремя неспроста – все дело в его исключительной важности. Принятие разумных решений – это мощный эволюционный инструмент, которым человек владеет лучше всех», — сообщает Гийаней.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles

Творческий путь Йоко Оно и ее знаковые работы

Forbes
Битва континентов Битва континентов

История Межконтинентального кубка: скандальные матчи и конкуренция с ФИФА

Ведомости
Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами

Что стоит за пикми-поведением?

РБК
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Пластичность мозга Пластичность мозга

Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции мозга

kiozk originals
Самое древнее чувство Самое древнее чувство

Как у животных представлено чувства обоняния и вкуса

Наука и жизнь
Культурный код ИИ: 3 совета по созданию чат-ботов для бизнеса Культурный код ИИ: 3 совета по созданию чат-ботов для бизнеса

Как строить более точные, этичные и адаптивные системы искусственного интеллекта

Inc.
Креативность: врождённый дар или умение? Креативность: врождённый дар или умение?

Можно ли стать креативным или нужно им родиться?

Здоровье
Когда наши поезда поедут с высокой скоростью Когда наши поезда поедут с высокой скоростью

Российский скоростной поезд: как создают технику для высокоскоростной магистрали

Монокль
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Убери камеру! Убери камеру!

Как провести фото- и видеосъемку в общественном месте и избежать неприятностей

Лиза
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
Кладбище домашних животных: что делать, если умер питомец Кладбище домашних животных: что делать, если умер питомец

Что делать, если умер кот или собака? Как и где происходит кремация животных?

ТехИнсайдер
Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает

Кросс-промо: как найти хорошего партнера и построить успешную коллаборацию

Inc.
Короткая ответственность Короткая ответственность

Почему короткие страховки ОСАГО остаются непопулярными?

Ведомости
Как развить ловкость Как развить ловкость

Если ребёнок неловок и неповоротлив, это ещё не значит, что так тому и быть

Здоровье
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы» Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы»

Ольга Пивень о достижениях конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Ведомости
Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне

Астрономы впервые обнаружили суперземлю Kepler-725c в зоне солнцеподобной звезды

ТехИнсайдер
Запах города Запах города

Аромастилист о том, как не ошибиться в выборе парфюмерного гардероба

ЖАРА Magazine
Без диплома, но с работой Без диплома, но с работой

Почему студенты колледжей бросают учебу?

Ведомости
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Наследие императора Наследие императора

Гатчина — для тех, кто хочет увидеть величие императорской России без туристов

Отдых в России
Нет денег – нет детей Нет денег – нет детей

Почему продолжается снижение уровня рождаемости в мире?

Ведомости
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизнь
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Открыть в приложении