Вместо дачи на гонки: как “Нива” гоняла в “Дакаре”
Представить у нас “Ниву” без помидорной рассады за задним стеклом и счастливым обладателем приусадебного хозяйства категории 60+ за рулем в 1980-е было нереально. При этом для французов в те же 1980-е все было в точности до наоборот. Табун “лошадок” под капотом, боевой раскрас, каркас безопасности и несколько запасок на крыше - таким в Европе знали русский джип. История раллийной “Нивы” во времена аутентичного “Дакара” оказалась чертовски яркой. Жаль, короткой.
Панели из кевлара для снижения общей массы, дурной 3,5-литровый V6, титановые (!) пружины, сдвоенные амортизаторы Bilstein, карбон везде, где только можно, усиленная трансмиссия и заточенная под ралли главная пара - в середине 1980-х раллийная “Нива” имела мало общего с серийным автомобилем. Но это все потом, а пока на старте первого “Дакара” в 1979 году красуется пятерка “Нив”, которые от стока отличаются… да ничем вообще не отличаются! Конечно, до финиша из пяти экипажей доковыляли не все, повезло только паре автомобилей, но даже это было огромным достижением в жестком ралли-марафоне для любителей.
В том же 1979 году в офисе Жака Пока, одного из французских дилеров техники made in USSR, зазвонил телефон. Это были вдрызг измотанные марафоном, но счастливые Кристиан Дюбоск и Пьер-Эммануэль Фрусса - экипаж под номером 107 на одной из двух “Нив”, который добрался до финиша своим ходом. У парней закончилась заначка на обратную дорогу, и они попросили Пока оплатить возвращение их командного автомобиля во Францию. Взамен падкому на автоспорт дилеру гонщики готовы были предоставить всю информацию о новом ралли-марафоне. К слову, второй уцелевший экипаж с Пьером Минонзио и Жаном-Луи Леденту по окончанию марафона без сожаления продали свою “Ниву” где-то в Сенегале за сущие копейки и зареклись участвовать в подобных марафонах. Слабаки.
Выслушав вернувшихся во Францию авантюристов, Жак Пок с сыном решили: спортивный PR - идеальная тема для увеличения продаж “Нивы” да и в разы дешевле рекламы. И вот на старт “Дакара” в 1980 году выходит уже не любительская команда из соседнего двора без гроша за спиной, а детище Пока с крутым оснащением и на тот момент пока все еще вазовским 1,6-литровым движком, но уже увеличенной до 110 л.с. мощностью.
Инвестиции тут же окупились. Уже в самом начале второго “Дакара” русская “Нива” команды Lada Poch под управлением Жана-Клода Бриавуана с Бернаром Клериссом на правом сидении показала всем средний палец - лучшее время среди всех экипажей! Бриавуан взял отличный темп: следующий этап, и очередная победа. “Нива” под номером 128 рвала всех в клочья, Бриавуан с Клериссом пленных не брали, им нужна была только победа! Но у передней ступицы со ШРУСом были свои планы.