По целому подряду причин: почему IT-аутсорсинг становится в России все популярнее
Пока мировой рынок IT-аутсорсинга, по оценкам Reportlinker, демонстрирует весьма умеренный рост на 3,69% в год, в России только за 2022 год более трети компаний увеличили потребление сторонних продуктов и услуг в этой области. Игорь Никитин, CEO компании WeMakeTeam, рассуждает о том, какие тренды сейчас доминируют в IT-аутсорсинге на отечественном рынке и какие запросы компании стремятся закрыть с помощью подрядчиков.
В мире: медленно, но уверенно
Объем мирового рынка IT-аутсорсинга вырастет с $585,57 млрд в 2023 году до $701,88 млрд в 2028-м, прогнозирует Reportlinker. Один из основных драйверов, как считают аналитики Statista — это продолжающаяся нехватка IT-специалистов в глобальном масштабе. Если в 2015 году 58% опрошенных компаний признавали, что им не хватает квалифицированных IT-кадров, то к 2022 году этот показатель достиг впечатляющих 70%.
Вторым фактором роста популярности IT-аутсорсинга аналитики называют сохранение мирового тренда на цифровизацию процессов. В IDC прогнозируют увеличение инвестиций в эту сферу: в 2022–2024 годах они будут расти на 15,5% в год. К 2024 году объем рынка достигнет $6,3 трлн, что составит 55% всех инвестиций в информационно-коммуникационные технологии.
Третий, отмеченный Statista фактор, — начавшееся в пандемию и продолжающееся до сих пор распространение домашних офисов и корпоративных приложений. Удаленный и гибридный форматы работы дают компаниям преимущества на рынке найма, но требуют серьезной трансформации IT-инфраструктуры. Недавнее исследование ManpowerGroup показывает, что прошедшим летом 40% открытых в технологическом секторе вакансий допускали удаленную или гибридную работу. Похожие показатели наблюдались и в других отраслях — финансах, бухгалтерском учете, страховании.
Если говорить о задачах, которые чаще отдаются на аутсорс, то здесь можно выделить разработку сервисов, IT-поддержку, управление инфраструктурой, эксплуатацию бизнес-приложений.
Наш международный опыт позволяет выделить в отдельное направление IT-аутсорсинг, к которому прибегают стартапы. На рынке все меньше молодых «гаражных» компаний, готовых создавать рабочий прототип своего продукта полностью самостоятельно. Сильно сократить время выхода на рынок позволяет привлечение внешней команды разработки: продуктолога, программиста, аналитика, дизайнера интерфейсов, тестировщика.
Этим определяется потребность в IT-аутсорсинге в мире. Российский рынок в чем-то похож на него, а в чем-то кардинально отличается.
В России: спешка и бурный рост
По результатам опроса TAdviser и Innovative People, в 2022 году каждая третья отечественная компания увеличила потребление услуг IT-аутсорсинга. Каждая четвертая намерена нарастить бюджет на него в 2024 году. Аналитики «Технологий доверия» (бывшая PwC) подсчитали, что российские компании уже передают на аутсорсинг более 10% IT-услуг. Этот показатель все еще втрое ниже общемирового и, очевидно, будет расти.