Очень деловой человек. Кто придумал ледокол
Новый текст серии «Кто придумал» можно было бы сократить до нескольких предложений: изобретению ледокола не предшествовали ни долгие научные дискуссии, ни драматичная история с представлением неудачных образцов. Однако развернутое повествование требуется по крайней мере из-за одного обстоятельства: создателем ледокола был не ученый, а предприниматель.
Город Кронштадт был основан на острове Котлин в 1704 году. И почти сразу одной из главных задач власти поставили перед собой обеспечение бесперебойного сообщения острова с материком: необходимые жителям города товары доставлялись с большой земли. Регулярное судоходство по маршруту Кронштадт — Петербург наладили еще в 10-е годы XVIII века, при Петре I. 20 лет спустя, в период правления императрицы Анны Иоанновны, местные власти не только организовали движение по зимнему маршруту, но и обеспечили его соответствующей инфраструктурой. Когда лед становился достаточно прочным, вдоль дороги расставлялись небольшие постройки, где можно было переждать непогоду. Примерно на середине пути на льду открывался трактир — там путники могли согреться, поесть и выпить водки.
Весной и осенью город фактически оказывался отрезан от большой земли. Лед не позволял судам подходить к Котлину по морю, а для саней был недостаточно прочным. Из-за этого жители Кронштадта не могли получать продукты и почту, да и просто ездить на материк. От этих неудобств горожан избавил предприниматель и судовладелец Михаил Бритнев.
Кронштадтский предприниматель
Бритнев родился в кронштадтской купеческой семье в 1822 году. О том, как он учился в школе, известно мало, но после нее молодой человек успешно окончил престижное Санкт-Петербургское коммерческое училище. Дальше была поездка в Англию для изучения корабельной архитектуры и возвращение в родной город. Хотя Михаил Бритнев числился в купеческой гильдии, купцом в полном смысле этого слова он не был — назвать его можно, скорее, деловым человеком. Бритнев владел несколькими компаниями, которые занимались ремонтом судов и спасательными работами. К его известной всему Кронштадту команде обращались, когда для загрузки или разгрузки в портах требовались плавучие паровые краны или, например, если корабль садился на мель.
Главным достижением Бритнева считается изобретение ледокола. Можно ли называть его первым — вопрос дискуссионный. Корабли для колки льда существовали и раньше. С таких судов сбрасывали тяжелые предметы вроде гирь, благодаря которым можно было расчищать путь. Обратно на борт их поднимали специальные паровые машины. Это было не только долго, но и дорого — на строительство дополнительных судовых конструкций требовалось немало средств. Поэтому кораблями такого типа пользовались в исключительных случаях.