Чем опасны моторы класса Евро-0 и долго ли их еще будут выпускать в России?

РБКАвто

Классовые разногласия

Чем опасны моторы класса Евро-0 и долго ли их еще будут выпускать в России вместо Евро-5

Автор: Сергей Иванов

Фото: Антон Ваганов / ТАСС

Российские автоконцерны начали возвращаться к выпуску автомобилей с моторами, отвечающими современному экологическому стандарту Евро-5. Однако до 1 февраля 2024 года у них сохраняется право ставить двигатели менее строгого стандарта Евро-0. Чем отличаются автомобили заниженного экологического класса и каковы будут возможные экологические последствия от их использования?

Зачем отменили Евро-5

Необходимость в смягчении технических требований к выпускаемым в России автомобилям возникла весной 2022 года, когда стали наблюдаться проблемы с поставками импортных комплектующих. 12 мая 2022 года правительство РФ приняло постановление о временном возврате к национальным нормам технического регулирования, и уже 21 мая они вступили в силу.

В частности, это позволило крупным автопроизводителям выпускать продукцию, более не соответствующую требованиям Евро-5 — этот стандарт был обязателен в России и странах Таможенного союза с 2019 года.

Фактически заводы получили право делать моторы класса Евро-0. Как уточняли тогда в пресс-службе Минпромторга, правилами действительно предусмотрена возможность выпускать автомобили экологических классов ниже действующих: Евро-0, 1, 2, 3, 4. «Допускается выпуск в обращение транспортных средств всех экологических классов», — пояснили в ведомстве в ответ на запрос «РБК Авто» (Autonews.ru).

Но если бы производители восприняли эту льготу буквально, это означало бы возврат к еще советским стандартам двигателестроения, с карбюраторным впрыском топлива и отсутствием каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. На практике российские заводы еще к началу 2000-х годов перешли на инжекторный впрыск и смогли обеспечить уровень выбросов Евро-2.

Фото: Shutterstock

В отсутствие импортных компонентов отечественные заводы были вынуждены отказаться от Евро-5 и вернуться именно к Евро-2. Этот стандарт правительство приняло в качестве минимально допустимого с 1 июня 2023 года. При этом его использование было продлено до 1 февраля 2024 года.

В Минпромторге подчеркивали, что такие машины будут легальны для использования в России на протяжении всей их службы. Однако на автомобилях пониженного экологического класса нельзя выезжать в соседние страны, даже в рамках Таможенного союза. Исключением стала лишь Белоруссия.

Под крупными автопроизводителями в данном случае подразумевались компании, использующие отечественные силовые агрегаты. Это ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, а также грузовые заводы КАМАЗ и «Урал». Разрешение на производство транспортных средств в соответствии с правилами российские изготовители получили, в частности, на следующие модели:

  • основная линейка двухосных и трехосных транспортных средств и шасси «КАМАЗ»;
  • вся линейка транспортных средств марки «УАЗ»;
  • автобусы ПАЗ-3205;
  • автомобили и шасси ГАЗ-3302 («Газель Бизнес», «Соболь»);
  • автомобили Lada-2190 (Lada Granta).

На предприятия, собирающие иномарки, послабления не распространялись. Однако к лету 2022 года почти все они были остановлены, за исключением заводов по сборке машин из китайских машинокомплектов. Это предприятие Haval в Тульской области, к которому к концу года присоединился «Москвич», выпускающий модели JAC под собственным брендом.

В настоящий момент российские бренды уже предлагают как машины с моторами Евро-5, так и Евро-2. АвтоВАЗ начал возвращать Евро-5 с сентября 2023 года. УАЗ предлагает оба варианта, причем машины с Евро-2 дешевле. ГАЗ продолжает ставить на свои грузовички дизельные моторы Евро-2 серии G21, при этом более доступный бензиновый вариант соответствует Евро-5. Согласно данным КАМАЗа, все их современные модели соответствуют Евро-5.

Фото: Егор Алеев / ТАСС

Сколько в стране машин пониженного экокласса

По словам эколога, советника директора ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России» Анастасии Кузнецовой, в России и без того достаточно автомобилей, не соответствующих не только Евро-5, но и даже Евро-0.

«По состоянию на 1 января 2023 года автомобильный парк Российской Федерации насчитывает 60 453 843 транспортных средства, из них 23,5% составляют транспортные средства пятого и шестого экологического класса, при этом для 24,9% механических транспортных средств экологический класс не установлен», — отмечает эксперт.

Речь идет об автомобилях, выпущенных в обращение до 2006 года, когда в России впервые начали действовать требования к экологическому классу. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЭБ), с мая 2022 года, когда технические требования упростили, и по сентябрь 2023 года в России было продано 327,7 тыс. автомобилей Lada, 61,1 тыс. легких коммерческих автомобилей «ГАЗ», а также 46,5 тыс. внедорожников и грузовиков «УАЗ». Производители не раскрывают долю машин с моторами экологического класса ниже Евро-5.

В Минпромторге подчеркивают, что решение о продлении действия упрощенных технических требований было принято после консультаций с участниками отрасли и вызвано желанием не допустить простоя производства из-за дефицита ключевых компонентов и необходимостью насытить рынок новыми автомобилями.

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Что говорят экологи о Евро-5

Эксперты отмечают, что ключевым отличием Евро-5 от Евро-2 и тем более Евро-0 является содержание вредных для человека веществ в выхлопных газах.

Эколог, основатель экологического сервиса «Сохрани лес» Андрей Хорошилов предупредил об опасности роста числа раковых заболеваний в России.

«Оксиды азота (NOx) и частицы (PM), выбросы которых регулируют стандарты, повышают риск возникновения респираторных, сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. Чем совершеннее стандарт, тем с меньшей вероятностью эти вещества окажут воздействие на организм. Но для ощутимых последствий от возврата к Евро-2 потребуются долгие годы аккумуляции накопительного эффекта. Повод для тревоги появится, если не уходить от Евро-2 в течение нескольких лет», — объяснил эксперт.

Однако, подчеркивает Хорошилов, стандарты Евро вообще не регулируют уровень выбросов парниковых газов, представляющих угрозу уже для окружающей среды. С ним согласна и эколог Анастасия Кузнецова: «В выхлопных газах современного автомобиля содержится свыше 200 различных веществ, большинство из которых являются токсичными. Основными нормируемыми вредными компонентами выхлопных газов двигателей автомобилей являются оксиды углерода, азота и углеводороды. При этом необходимо понимать, что первостепенное значение при расчете объемов выбросов выхлопных газов от автотранспорта имеет объем сожженного топлива, а не стандарт выбросов».

Эксперты, впрочем, сходятся во мнении, что чем современнее автомобиль и чем выше его стандарт Евро, тем экономичнее будет его мотор, что, в свою очередь, сказывается и на общих объемах выхлопов.

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Зачем российским автомобилям нормы Евро

По словам независимого консультанта в области автопрома Сергея Бургазлиева, поэтапное введение норм Евро для автомобилей стало следствием присоединения России к Киотскому протоколу. Это дает стране право продавать квоты на выброс углекислого газа государствам с худшим соотношением количества вредных выбросов к размеру их территорий. Взамен такого права Россия обязалась вводить у себя ограничения на вредные выбросы, в том числе для автомобилей.

При этом для РФ были сделаны некоторые поблажки, позволяющие переходить на новые стандарты позже Европы. Нормы Евро-0 и Евро-1 Россия пропустила, Евро-2 были введены в 2005 году, на десять лет позже Европы, Евро-3 стали обязательными в 2008-м, Евро-4 — в 2013-м, а Евро-5 — в 2019 году.

Эксперт пояснил, что были еще две причины введения европейских стандартов. Во-первых, это возможность экспорта автомобилей российского производства в другие страны. А во-вторых, если бы машины в России не соответствовали принятым нормам, на них нельзя было бы путешествовать в Европу. Речь шла не только об автомобилях российских марок, но и об иномарках российской сборки.

Говоря об отличиях моторов Евро-2 и Евро-5, Бургазлиев отметил, что в бензиновых двигателях пятого класса применяются более сложные топливные системы и иные нейтрализаторы отработанных газов. В случае с дизельными моторами стандарт Евро-5 требует либо применения системы рециркуляции отработанных газов, либо впрыска мочевины. В Евро-2 без этого можно обойтись.

В мае 2022 года, комментируя уход иностранных концернов из России, глава Минпромторга Денис Мантуров отмечал, что те из них, кто сохранил право обратного выкупа заводов, обязались помогать с поставками автокомпонентов своим оставшимся в России партнерам. Однако в итоге для возврата к Евро-5 пришлось все же искать отечественные решения. В частности, АвтоВАЗ отчитался о локализации в России блоков управления двигателями и создании отечественного программного обеспечения.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эти подержанные кроссоверы ломаются чаще всего. Антирейтинг Эти подержанные кроссоверы ломаются чаще всего. Антирейтинг

Какие подержанные кроссоверы могут доставить владельцам больше всего проблем

РБК
Доверять или избегать: что такое типы привязанности и как они влияют на отношения Доверять или избегать: что такое типы привязанности и как они влияют на отношения

Какими бывают формы близости и что делать, если есть необходимость их поменять

Forbes
Как изменились цены на популярные автомобили в России. Список Как изменились цены на популярные автомобили в России. Список

Как изменились цены самых популярных автомобилей на российском рынке

РБК
Дорогое имя: как и зачем клубы продают названия своих стадионов Дорогое имя: как и зачем клубы продают названия своих стадионов

Почему практика продажи названий стадионов нужна клубам и спонсорам?

Forbes
Как курсы актерского мастерства помогают побороть страх и обрести свободу: личный опыт Как курсы актерского мастерства помогают побороть страх и обрести свободу: личный опыт

Для чего актерские курсы непрофессионалам? И как они помогают людям меняться?

Psychologies
Уважая традиции: как вести деловые отношения с индусами Уважая традиции: как вести деловые отношения с индусами

Как работать с индийскими подчиненными и партнерами

Inc.
Против государственного насилия: за что Наргиз Мохаммади получила Нобелевскую премию Против государственного насилия: за что Наргиз Мохаммади получила Нобелевскую премию

Кто такая Наргиз Мохаммади и как она стала правозащитницей?

Forbes
7 несъедобных вещей, которые нужно хранить только в холодильнике: вы и не догадывались об этом! 7 несъедобных вещей, которые нужно хранить только в холодильнике: вы и не догадывались об этом!

Некоторые приборы лучше хранить при низких температурах

ТехИнсайдер
Как главы КНДР превратились в полубогов и станет ли женщина новым великим лидером Как главы КНДР превратились в полубогов и станет ли женщина новым великим лидером

Какими мифами обросла история династии Ким

Forbes
Гиппо в Мзима Спрингс Гиппо в Мзима Спрингс

В зеленой толще водяные кони появляются, как тени, скользя над поверхностью дна

Знание – сила
«Я сильно похудела»: Ирина Медведева рассказала, как преобразилась к концу съемок фильма «Человек ниоткуда» «Я сильно похудела»: Ирина Медведева рассказала, как преобразилась к концу съемок фильма «Человек ниоткуда»

Ирина Медведева поделилась секретами личной жизни и съемки «Человека ниоткуда»

VOICE
«Голоса советских окраин: Жизнь южных мигрантов в Ленинграде и Москве» «Голоса советских окраин: Жизнь южных мигрантов в Ленинграде и Москве»

Как учебные и рабочие коллективы помогали мигрантам освоиться в городах

N+1
Как я отказалась от кофе, завела дневник благодарностей и стала спокойнее Как я отказалась от кофе, завела дневник благодарностей и стала спокойнее

Как стать спокойнее, научившись ценить и видеть хорошее в своей жизни

Psychologies
Зачем ребенку заниматься спортом Зачем ребенку заниматься спортом

Учитель Артем Григорян о пользе и вреде спорта для детей

СНОБ
Как устроена адаптивная подвеска в автомобилях и зачем она нужна Как устроена адаптивная подвеска в автомобилях и зачем она нужна

Адаптивная подвеска: как она устроена и как работает

ТехИнсайдер
Suzuki показала четвероногий электрический квадроцикл Suzuki показала четвероногий электрический квадроцикл

Электрический квадроцикл может ездить по дорогам и ходить по лестницам

N+1
Наследство победителей: как октябрь 1993-го помог создать легенду о лихих 90-х Наследство победителей: как октябрь 1993-го помог создать легенду о лихих 90-х

Исторические споры часто замещают собой дискуссию о современном моменте

Forbes
3 болезни, которыми можно заразиться и жить с инфекцией, не догадываясь об этом 3 болезни, которыми можно заразиться и жить с инфекцией, не догадываясь об этом

Некоторые вирусы и паразиты живут в нас годами

Maxim
Что породишь, то и пародируешь Что породишь, то и пародируешь

10 комедий, которые высмеивают киноклише

Weekend
Робот-маммолог ощупает грудь в поисках уплотнений Робот-маммолог ощупает грудь в поисках уплотнений

Робот-маммолог поможет в ранней диагностике рака груди

N+1
Мировой рекорд Мировой рекорд

Рекорд «Русского Витязя»

Знание – сила
Ловушка «мягкой силы»: как стереотипы ограничивают женщин в карьере и бизнесе Ловушка «мягкой силы»: как стереотипы ограничивают женщин в карьере и бизнесе

Постоянная оглядка на «мягкую силу» только закрепляет гендерные стереотипы

Forbes
«Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». Как русские осваивали Камчатку «Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». Как русские осваивали Камчатку

Освоение Камчатки: провинция была – глуше не придумаешь, и море кругом

Наука и техника
Иноходец Иноходец

Владимир Яглыч один из немногих, у кого есть талант жить по своим правилам

Men Today
Как детские травмы мешают нам строить счастливые отношения Как детские травмы мешают нам строить счастливые отношения

Какую роль играют детские травмы в отношениях между мужчиной и женщиной

Psychologies
Успех обеспечен: 4 секрета поцелуя, который не забудется никогда Успех обеспечен: 4 секрета поцелуя, который не забудется никогда

Хуже неуместного поцелуя может быть только слишком влажный/долгий/мерзкий

Maxim
Доказательные практики в сфере социального сиротства | Evidence-Based Practices in Social Orphanhood Доказательные практики в сфере социального сиротства | Evidence-Based Practices in Social Orphanhood

Что такое доказательные практики в социальной сфере

Позитивные изменения
Японцы сделали надувного робота-аватара Японцы сделали надувного робота-аватара

Надувной робот-аватар расширит возможности существующих систем телеприсутствия

N+1
«Вот где у твоих родителей мозги?» и еще 15 фраз, которые выдают токсичную бабушку «Вот где у твоих родителей мозги?» и еще 15 фраз, которые выдают токсичную бабушку

Фразы бабушек, из-за которых стоит ограничить их общение с внуками

Psychologies
Что такое «медленный» метаболизм и как его ускорить: рассказывают ученые Что такое «медленный» метаболизм и как его ускорить: рассказывают ученые

Может ли обмен веществ быть медленным или быстрым?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении