Чем опасны моторы класса Евро-0 и долго ли их еще будут выпускать в России?

РБКАвто

Классовые разногласия

Чем опасны моторы класса Евро-0 и долго ли их еще будут выпускать в России вместо Евро-5

Автор: Сергей Иванов

Фото: Антон Ваганов / ТАСС

Российские автоконцерны начали возвращаться к выпуску автомобилей с моторами, отвечающими современному экологическому стандарту Евро-5. Однако до 1 февраля 2024 года у них сохраняется право ставить двигатели менее строгого стандарта Евро-0. Чем отличаются автомобили заниженного экологического класса и каковы будут возможные экологические последствия от их использования?

Зачем отменили Евро-5

Необходимость в смягчении технических требований к выпускаемым в России автомобилям возникла весной 2022 года, когда стали наблюдаться проблемы с поставками импортных комплектующих. 12 мая 2022 года правительство РФ приняло постановление о временном возврате к национальным нормам технического регулирования, и уже 21 мая они вступили в силу.

В частности, это позволило крупным автопроизводителям выпускать продукцию, более не соответствующую требованиям Евро-5 — этот стандарт был обязателен в России и странах Таможенного союза с 2019 года.

Фактически заводы получили право делать моторы класса Евро-0. Как уточняли тогда в пресс-службе Минпромторга, правилами действительно предусмотрена возможность выпускать автомобили экологических классов ниже действующих: Евро-0, 1, 2, 3, 4. «Допускается выпуск в обращение транспортных средств всех экологических классов», — пояснили в ведомстве в ответ на запрос «РБК Авто» (Autonews.ru).

Но если бы производители восприняли эту льготу буквально, это означало бы возврат к еще советским стандартам двигателестроения, с карбюраторным впрыском топлива и отсутствием каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. На практике российские заводы еще к началу 2000-х годов перешли на инжекторный впрыск и смогли обеспечить уровень выбросов Евро-2.

Фото: Shutterstock

В отсутствие импортных компонентов отечественные заводы были вынуждены отказаться от Евро-5 и вернуться именно к Евро-2. Этот стандарт правительство приняло в качестве минимально допустимого с 1 июня 2023 года. При этом его использование было продлено до 1 февраля 2024 года.

В Минпромторге подчеркивали, что такие машины будут легальны для использования в России на протяжении всей их службы. Однако на автомобилях пониженного экологического класса нельзя выезжать в соседние страны, даже в рамках Таможенного союза. Исключением стала лишь Белоруссия.

Под крупными автопроизводителями в данном случае подразумевались компании, использующие отечественные силовые агрегаты. Это ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, а также грузовые заводы КАМАЗ и «Урал». Разрешение на производство транспортных средств в соответствии с правилами российские изготовители получили, в частности, на следующие модели:

  • основная линейка двухосных и трехосных транспортных средств и шасси «КАМАЗ»;
  • вся линейка транспортных средств марки «УАЗ»;
  • автобусы ПАЗ-3205;
  • автомобили и шасси ГАЗ-3302 («Газель Бизнес», «Соболь»);
  • автомобили Lada-2190 (Lada Granta).

На предприятия, собирающие иномарки, послабления не распространялись. Однако к лету 2022 года почти все они были остановлены, за исключением заводов по сборке машин из китайских машинокомплектов. Это предприятие Haval в Тульской области, к которому к концу года присоединился «Москвич», выпускающий модели JAC под собственным брендом.

В настоящий момент российские бренды уже предлагают как машины с моторами Евро-5, так и Евро-2. АвтоВАЗ начал возвращать Евро-5 с сентября 2023 года. УАЗ предлагает оба варианта, причем машины с Евро-2 дешевле. ГАЗ продолжает ставить на свои грузовички дизельные моторы Евро-2 серии G21, при этом более доступный бензиновый вариант соответствует Евро-5. Согласно данным КАМАЗа, все их современные модели соответствуют Евро-5.

Фото: Егор Алеев / ТАСС

Сколько в стране машин пониженного экокласса

По словам эколога, советника директора ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России» Анастасии Кузнецовой, в России и без того достаточно автомобилей, не соответствующих не только Евро-5, но и даже Евро-0.

«По состоянию на 1 января 2023 года автомобильный парк Российской Федерации насчитывает 60 453 843 транспортных средства, из них 23,5% составляют транспортные средства пятого и шестого экологического класса, при этом для 24,9% механических транспортных средств экологический класс не установлен», — отмечает эксперт.

Речь идет об автомобилях, выпущенных в обращение до 2006 года, когда в России впервые начали действовать требования к экологическому классу. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЭБ), с мая 2022 года, когда технические требования упростили, и по сентябрь 2023 года в России было продано 327,7 тыс. автомобилей Lada, 61,1 тыс. легких коммерческих автомобилей «ГАЗ», а также 46,5 тыс. внедорожников и грузовиков «УАЗ». Производители не раскрывают долю машин с моторами экологического класса ниже Евро-5.

В Минпромторге подчеркивают, что решение о продлении действия упрощенных технических требований было принято после консультаций с участниками отрасли и вызвано желанием не допустить простоя производства из-за дефицита ключевых компонентов и необходимостью насытить рынок новыми автомобилями.

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Что говорят экологи о Евро-5

Эксперты отмечают, что ключевым отличием Евро-5 от Евро-2 и тем более Евро-0 является содержание вредных для человека веществ в выхлопных газах.

Эколог, основатель экологического сервиса «Сохрани лес» Андрей Хорошилов предупредил об опасности роста числа раковых заболеваний в России.

«Оксиды азота (NOx) и частицы (PM), выбросы которых регулируют стандарты, повышают риск возникновения респираторных, сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. Чем совершеннее стандарт, тем с меньшей вероятностью эти вещества окажут воздействие на организм. Но для ощутимых последствий от возврата к Евро-2 потребуются долгие годы аккумуляции накопительного эффекта. Повод для тревоги появится, если не уходить от Евро-2 в течение нескольких лет», — объяснил эксперт.

Однако, подчеркивает Хорошилов, стандарты Евро вообще не регулируют уровень выбросов парниковых газов, представляющих угрозу уже для окружающей среды. С ним согласна и эколог Анастасия Кузнецова: «В выхлопных газах современного автомобиля содержится свыше 200 различных веществ, большинство из которых являются токсичными. Основными нормируемыми вредными компонентами выхлопных газов двигателей автомобилей являются оксиды углерода, азота и углеводороды. При этом необходимо понимать, что первостепенное значение при расчете объемов выбросов выхлопных газов от автотранспорта имеет объем сожженного топлива, а не стандарт выбросов».

Эксперты, впрочем, сходятся во мнении, что чем современнее автомобиль и чем выше его стандарт Евро, тем экономичнее будет его мотор, что, в свою очередь, сказывается и на общих объемах выхлопов.

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Зачем российским автомобилям нормы Евро

По словам независимого консультанта в области автопрома Сергея Бургазлиева, поэтапное введение норм Евро для автомобилей стало следствием присоединения России к Киотскому протоколу. Это дает стране право продавать квоты на выброс углекислого газа государствам с худшим соотношением количества вредных выбросов к размеру их территорий. Взамен такого права Россия обязалась вводить у себя ограничения на вредные выбросы, в том числе для автомобилей.

При этом для РФ были сделаны некоторые поблажки, позволяющие переходить на новые стандарты позже Европы. Нормы Евро-0 и Евро-1 Россия пропустила, Евро-2 были введены в 2005 году, на десять лет позже Европы, Евро-3 стали обязательными в 2008-м, Евро-4 — в 2013-м, а Евро-5 — в 2019 году.

Эксперт пояснил, что были еще две причины введения европейских стандартов. Во-первых, это возможность экспорта автомобилей российского производства в другие страны. А во-вторых, если бы машины в России не соответствовали принятым нормам, на них нельзя было бы путешествовать в Европу. Речь шла не только об автомобилях российских марок, но и об иномарках российской сборки.

Говоря об отличиях моторов Евро-2 и Евро-5, Бургазлиев отметил, что в бензиновых двигателях пятого класса применяются более сложные топливные системы и иные нейтрализаторы отработанных газов. В случае с дизельными моторами стандарт Евро-5 требует либо применения системы рециркуляции отработанных газов, либо впрыска мочевины. В Евро-2 без этого можно обойтись.

В мае 2022 года, комментируя уход иностранных концернов из России, глава Минпромторга Денис Мантуров отмечал, что те из них, кто сохранил право обратного выкупа заводов, обязались помогать с поставками автокомпонентов своим оставшимся в России партнерам. Однако в итоге для возврата к Евро-5 пришлось все же искать отечественные решения. В частности, АвтоВАЗ отчитался о локализации в России блоков управления двигателями и создании отечественного программного обеспечения.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся» Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся»

Виталий Алтухов о тонкостях профориентации и карьерного трека

РБК
Наследник внебрачной любви: эта тайна происхождения князя Монако Альбера II сегодня почти забыта Наследник внебрачной любви: эта тайна происхождения князя Монако Альбера II сегодня почти забыта

Побочные дети правителя Монако - горячая тема

VOICE
Дело мастера Дело мастера

Тест-драйв первого люксового внедорожника Tank

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Когда дуст не пахнет Когда дуст не пахнет

Глава Российского союза химиков — о прошлом и будущем химической промышленности

Эксперт
Юлия Барановская: «Не будет боли и обид, если не врать себе» Юлия Барановская: «Не будет боли и обид, если не врать себе»

Обсудили с телеведущей семейные традиции, путешествия и материнский стресс

VOICE
Однополое сексуальное поведение млекопитающих связали с развитием социальности Однополое сексуальное поведение млекопитающих связали с развитием социальности

Однополое сексуальное поведение помогает животным поддерживать сплоченность

N+1
3 болезни, которыми можно заразиться и жить с инфекцией, не догадываясь об этом 3 болезни, которыми можно заразиться и жить с инфекцией, не догадываясь об этом

Некоторые вирусы и паразиты живут в нас годами

Maxim
7 лучших фильмов с Сергеем Безруковым 7 лучших фильмов с Сергеем Безруковым

18 октября 1973 г. на свет появился человек с сотней лиц и без единого «Оскара»

Maxim
5 шагов, чтобы вернуть близость 5 шагов, чтобы вернуть близость

Как обрести второе дыхание и снова научиться радоваться друг другу?

Psychologies
Ночь времен: классик испанской литературы о любви во времена Гражданской войны Ночь времен: классик испанской литературы о любви во времена Гражданской войны

Глава из книги «Ночь времен»: 1936 год в жизни испанца Игнасио Абеля

Forbes
Гидрогелевая пленка на телефон: стоит ли клеить? Гидрогелевая пленка на телефон: стоит ли клеить?

Чем защитить хрупкий дисплей телефона?

CHIP
Как родители мешают детям повзрослеть: 3 любимых метода нарциссов Как родители мешают детям повзрослеть: 3 любимых метода нарциссов

Почему некоторые родители не позволяют детям становиться самостоятельными?

Psychologies
Вертикальное выражение горизонтального желания: 10 лучших фильмов о танцах Вертикальное выражение горизонтального желания: 10 лучших фильмов о танцах

Доставай диско-шар — пришло время сальсы, буги-вуги, балета, хип-хопа и вальса!

VOICE
Хоп, рэперок: что общего у Розенбаума, «Каспийского Груза» и Моргенштерна? Хоп, рэперок: что общего у Розенбаума, «Каспийского Груза» и Моргенштерна?

Что общего у рэпа и шансона и почему вдруг об этом заговорили

Правила жизни
Солдат на троне Солдат на троне

При Вильгельме I Германская империя достигла своего могущества и славы

Дилетант
Болезненный укол: какие ошибки совершают медицинские стартапы Болезненный укол: какие ошибки совершают медицинские стартапы

Какие ошибки совершают предприниматели, желающие запустить MedTech-проект

Forbes
От Соломона Нортапа до Виктора Пелевина: 7 книг о свободе От Соломона Нортапа до Виктора Пелевина: 7 книг о свободе

Романы, в которых герои в том или ином смысле ищут свободы и освобождения

СНОБ
Австралийские аборигены похоронили динго более 2000 лет назад Австралийские аборигены похоронили динго более 2000 лет назад

Динго играли заметную роль в жизни аборигенов Австралии

N+1
Искусство преодоления препятствий Искусство преодоления препятствий

Быть может, паркур изобрели специально, чтобы вернуться «к корням»?

Зеркало Мира
Как разбудить любовь к себе? Советы астролога Как разбудить любовь к себе? Советы астролога

Все аспекты, связанные с любовью и деньгами, находятся под управлением Венеры

VOICE
Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить

А вы знаете, что у кого должно было зажить и до чьей свадьбы?

ТехИнсайдер
Звезда по имени Аструм Звезда по имени Аструм

Насколько стиль новых зданий зависит от вкуса и философии владельцев компаний

Robb Report
Мания Востока Мания Востока

Почему мы без ума от турецких сериалов: 4 секретных ключика

Лиза
Как завести машину в мороз: инструкция и советы экспертов Как завести машину в мороз: инструкция и советы экспертов

Зимой многие водители сталкиваются с ситуацией, когда не заводится автомобиль

РБК
7 несъедобных вещей, которые нужно хранить только в холодильнике: вы и не догадывались об этом! 7 несъедобных вещей, которые нужно хранить только в холодильнике: вы и не догадывались об этом!

Некоторые приборы лучше хранить при низких температурах

ТехИнсайдер
Чем закончились латиноамериканские сериалы, которые все смотрели в девяностых и нулевых? Чем закончились латиноамериканские сериалы, которые все смотрели в девяностых и нулевых?

Многие смотрели их по телевизору, но не у многих хватало терпения до конца

Maxim
Неделя, чтобы измениться к лучшему: упражнения на каждый день Неделя, чтобы измениться к лучшему: упражнения на каждый день

О том, как всего за одну неделю сделать свою жизнь лучше

Psychologies
10 правил самоанализа для начинающих предпринимателей 10 правил самоанализа для начинающих предпринимателей

В начале пути предпринимателям нужно подумать над своими личными качествами

Inc.
Посмотрите на затонувшие корабли Японии и США: история битвы за Мидуэй! Посмотрите на затонувшие корабли Японии и США: история битвы за Мидуэй!

Фотографии и видео обломков битвы за Мидуэй

ТехИнсайдер
Волшебные слова: как клуб любителей пива помог раскрыть секреты карьерного успеха Волшебные слова: как клуб любителей пива помог раскрыть секреты карьерного успеха

Что нужно говорить и писать, если вы не хотите быть уволенным

Forbes
Открыть в приложении