Чем опасны моторы класса Евро-0 и долго ли их еще будут выпускать в России?

РБКАвто

Классовые разногласия

Чем опасны моторы класса Евро-0 и долго ли их еще будут выпускать в России вместо Евро-5

Автор: Сергей Иванов

Фото: Антон Ваганов / ТАСС

Российские автоконцерны начали возвращаться к выпуску автомобилей с моторами, отвечающими современному экологическому стандарту Евро-5. Однако до 1 февраля 2024 года у них сохраняется право ставить двигатели менее строгого стандарта Евро-0. Чем отличаются автомобили заниженного экологического класса и каковы будут возможные экологические последствия от их использования?

Зачем отменили Евро-5

Необходимость в смягчении технических требований к выпускаемым в России автомобилям возникла весной 2022 года, когда стали наблюдаться проблемы с поставками импортных комплектующих. 12 мая 2022 года правительство РФ приняло постановление о временном возврате к национальным нормам технического регулирования, и уже 21 мая они вступили в силу.

В частности, это позволило крупным автопроизводителям выпускать продукцию, более не соответствующую требованиям Евро-5 — этот стандарт был обязателен в России и странах Таможенного союза с 2019 года.

Фактически заводы получили право делать моторы класса Евро-0. Как уточняли тогда в пресс-службе Минпромторга, правилами действительно предусмотрена возможность выпускать автомобили экологических классов ниже действующих: Евро-0, 1, 2, 3, 4. «Допускается выпуск в обращение транспортных средств всех экологических классов», — пояснили в ведомстве в ответ на запрос «РБК Авто» (Autonews.ru).

Но если бы производители восприняли эту льготу буквально, это означало бы возврат к еще советским стандартам двигателестроения, с карбюраторным впрыском топлива и отсутствием каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. На практике российские заводы еще к началу 2000-х годов перешли на инжекторный впрыск и смогли обеспечить уровень выбросов Евро-2.

Фото: Shutterstock

В отсутствие импортных компонентов отечественные заводы были вынуждены отказаться от Евро-5 и вернуться именно к Евро-2. Этот стандарт правительство приняло в качестве минимально допустимого с 1 июня 2023 года. При этом его использование было продлено до 1 февраля 2024 года.

В Минпромторге подчеркивали, что такие машины будут легальны для использования в России на протяжении всей их службы. Однако на автомобилях пониженного экологического класса нельзя выезжать в соседние страны, даже в рамках Таможенного союза. Исключением стала лишь Белоруссия.

Под крупными автопроизводителями в данном случае подразумевались компании, использующие отечественные силовые агрегаты. Это ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, а также грузовые заводы КАМАЗ и «Урал». Разрешение на производство транспортных средств в соответствии с правилами российские изготовители получили, в частности, на следующие модели:

  • основная линейка двухосных и трехосных транспортных средств и шасси «КАМАЗ»;
  • вся линейка транспортных средств марки «УАЗ»;
  • автобусы ПАЗ-3205;
  • автомобили и шасси ГАЗ-3302 («Газель Бизнес», «Соболь»);
  • автомобили Lada-2190 (Lada Granta).

На предприятия, собирающие иномарки, послабления не распространялись. Однако к лету 2022 года почти все они были остановлены, за исключением заводов по сборке машин из китайских машинокомплектов. Это предприятие Haval в Тульской области, к которому к концу года присоединился «Москвич», выпускающий модели JAC под собственным брендом.

В настоящий момент российские бренды уже предлагают как машины с моторами Евро-5, так и Евро-2. АвтоВАЗ начал возвращать Евро-5 с сентября 2023 года. УАЗ предлагает оба варианта, причем машины с Евро-2 дешевле. ГАЗ продолжает ставить на свои грузовички дизельные моторы Евро-2 серии G21, при этом более доступный бензиновый вариант соответствует Евро-5. Согласно данным КАМАЗа, все их современные модели соответствуют Евро-5.

Фото: Егор Алеев / ТАСС

Сколько в стране машин пониженного экокласса

По словам эколога, советника директора ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России» Анастасии Кузнецовой, в России и без того достаточно автомобилей, не соответствующих не только Евро-5, но и даже Евро-0.

«По состоянию на 1 января 2023 года автомобильный парк Российской Федерации насчитывает 60 453 843 транспортных средства, из них 23,5% составляют транспортные средства пятого и шестого экологического класса, при этом для 24,9% механических транспортных средств экологический класс не установлен», — отмечает эксперт.

Речь идет об автомобилях, выпущенных в обращение до 2006 года, когда в России впервые начали действовать требования к экологическому классу. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЭБ), с мая 2022 года, когда технические требования упростили, и по сентябрь 2023 года в России было продано 327,7 тыс. автомобилей Lada, 61,1 тыс. легких коммерческих автомобилей «ГАЗ», а также 46,5 тыс. внедорожников и грузовиков «УАЗ». Производители не раскрывают долю машин с моторами экологического класса ниже Евро-5.

В Минпромторге подчеркивают, что решение о продлении действия упрощенных технических требований было принято после консультаций с участниками отрасли и вызвано желанием не допустить простоя производства из-за дефицита ключевых компонентов и необходимостью насытить рынок новыми автомобилями.

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Что говорят экологи о Евро-5

Эксперты отмечают, что ключевым отличием Евро-5 от Евро-2 и тем более Евро-0 является содержание вредных для человека веществ в выхлопных газах.

Эколог, основатель экологического сервиса «Сохрани лес» Андрей Хорошилов предупредил об опасности роста числа раковых заболеваний в России.

«Оксиды азота (NOx) и частицы (PM), выбросы которых регулируют стандарты, повышают риск возникновения респираторных, сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. Чем совершеннее стандарт, тем с меньшей вероятностью эти вещества окажут воздействие на организм. Но для ощутимых последствий от возврата к Евро-2 потребуются долгие годы аккумуляции накопительного эффекта. Повод для тревоги появится, если не уходить от Евро-2 в течение нескольких лет», — объяснил эксперт.

Однако, подчеркивает Хорошилов, стандарты Евро вообще не регулируют уровень выбросов парниковых газов, представляющих угрозу уже для окружающей среды. С ним согласна и эколог Анастасия Кузнецова: «В выхлопных газах современного автомобиля содержится свыше 200 различных веществ, большинство из которых являются токсичными. Основными нормируемыми вредными компонентами выхлопных газов двигателей автомобилей являются оксиды углерода, азота и углеводороды. При этом необходимо понимать, что первостепенное значение при расчете объемов выбросов выхлопных газов от автотранспорта имеет объем сожженного топлива, а не стандарт выбросов».

Эксперты, впрочем, сходятся во мнении, что чем современнее автомобиль и чем выше его стандарт Евро, тем экономичнее будет его мотор, что, в свою очередь, сказывается и на общих объемах выхлопов.

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Зачем российским автомобилям нормы Евро

По словам независимого консультанта в области автопрома Сергея Бургазлиева, поэтапное введение норм Евро для автомобилей стало следствием присоединения России к Киотскому протоколу. Это дает стране право продавать квоты на выброс углекислого газа государствам с худшим соотношением количества вредных выбросов к размеру их территорий. Взамен такого права Россия обязалась вводить у себя ограничения на вредные выбросы, в том числе для автомобилей.

При этом для РФ были сделаны некоторые поблажки, позволяющие переходить на новые стандарты позже Европы. Нормы Евро-0 и Евро-1 Россия пропустила, Евро-2 были введены в 2005 году, на десять лет позже Европы, Евро-3 стали обязательными в 2008-м, Евро-4 — в 2013-м, а Евро-5 — в 2019 году.

Эксперт пояснил, что были еще две причины введения европейских стандартов. Во-первых, это возможность экспорта автомобилей российского производства в другие страны. А во-вторых, если бы машины в России не соответствовали принятым нормам, на них нельзя было бы путешествовать в Европу. Речь шла не только об автомобилях российских марок, но и об иномарках российской сборки.

Говоря об отличиях моторов Евро-2 и Евро-5, Бургазлиев отметил, что в бензиновых двигателях пятого класса применяются более сложные топливные системы и иные нейтрализаторы отработанных газов. В случае с дизельными моторами стандарт Евро-5 требует либо применения системы рециркуляции отработанных газов, либо впрыска мочевины. В Евро-2 без этого можно обойтись.

В мае 2022 года, комментируя уход иностранных концернов из России, глава Минпромторга Денис Мантуров отмечал, что те из них, кто сохранил право обратного выкупа заводов, обязались помогать с поставками автокомпонентов своим оставшимся в России партнерам. Однако в итоге для возврата к Евро-5 пришлось все же искать отечественные решения. В частности, АвтоВАЗ отчитался о локализации в России блоков управления двигателями и создании отечественного программного обеспечения.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Больше не жужжат: как избавиться от ос на дачном участке Больше не жужжат: как избавиться от ос на дачном участке

Как отпугнуть ос подальше от дачи и что делать, если нашли осиное гнездо?

ТехИнсайдер
Как сделать самый стильный YouTube-канал? История проекта «На шуме» Как сделать самый стильный YouTube-канал? История проекта «На шуме»

Что такое «На шуме», почему их стоит смотреть, и чего от них ждать

Правила жизни
Когда дрожит и горит земля Когда дрожит и горит земля

Чем грозят недавние извержения на Камчатке? Что наука знает о вулканах?

Эксперт
Удивительная миссис Ларсон: каким получился ретро-сериал «Уроки химии» Удивительная миссис Ларсон: каким получился ретро-сериал «Уроки химии»

«Уроки химии» — шоу, которое понравится поклонникам уютной «Джулии»

Forbes
«Став матерью, я обрела смелость защищать маму»: роман о детстве, разлуке и горе «Став матерью, я обрела смелость защищать маму»: роман о детстве, разлуке и горе

Отрывок из лиричного романа «Перл» о семейном счастье и травме

Forbes
На МКС впервые вырастили мышиные эмбрионы На МКС впервые вырастили мышиные эмбрионы

Астронавты культивировали эмбрионы в течение 4-х дней в условиях микрогравитации

N+1
ИЭМЗ «Купол» на МВТФ «Армия-2023» ИЭМЗ «Купол» на МВТФ «Армия-2023»

Легендарные «Торы» и перспективные «Тайфуны-ПВО»

Обозрение армии и флота
Совместный поиск ответов на общественный запрос | Responding to Public Demand Together Совместный поиск ответов на общественный запрос | Responding to Public Demand Together

Практики участия грантодающих фондов в реализации «третьей миссии» университетов

Позитивные изменения
Усталость, осознанность и поиски вечной любви: какими стали знакомства Усталость, осознанность и поиски вечной любви: какими стали знакомства

Приложения для знакомств часто вызывают расстройства и делают людей заложниками

РБК
«Машины душевных мук»: нужно ли читать соцсети бывшего «Машины душевных мук»: нужно ли читать соцсети бывшего

Как пережить разрыв, если соцсети держат нас в курсе событий в жизни бывшего?

Psychologies
Прошлое, сохраненное для будущего Прошлое, сохраненное для будущего

Елена Стафьева о мануфактуре Zenith

Weekend
Что важно знать о психотерапии: 10 пунктов Что важно знать о психотерапии: 10 пунктов

Опровергаем самые стойкие и распространенные мифы о психотерапии

Psychologies
Импульс укорачивать Импульс укорачивать

Почему нобелевские лауреаты по физике стремились к аттосекундам

N+1
Исследование: 67% работодателей проверяют личные аккаунты соискателей в соцсетях Исследование: 67% работодателей проверяют личные аккаунты соискателей в соцсетях

Как активность в соцсетях влияет на процесс трудоустройства

Inc.
Романтики с большой дороги: как менялся образ бандитов в кино Романтики с большой дороги: как менялся образ бандитов в кино

Как менялся образ «благородного преступника» в российских сериалах

Правила жизни
Студии «Дисней» — 100 лет. Как ее создатель Уолт превратил маленький гараж в крупнейшую киностудию и почему в Диснейленд не пустили Никиту Хрущева Студии «Дисней» — 100 лет. Как ее создатель Уолт превратил маленький гараж в крупнейшую киностудию и почему в Диснейленд не пустили Никиту Хрущева

Жизнь человека, благодаря которому весь мир узнал о Микки-Маусе и Дональде Даке

СНОБ
Лучше, чем люди: могут ли цифровые «двойники» стать проблемой для общества Лучше, чем люди: могут ли цифровые «двойники» стать проблемой для общества

Стоит ли бояться цифровых «двойников»?

Forbes
Тайна, покрытая маской Тайна, покрытая маской

Одна из самых знаменитых загадок французской истории: тайна Железной Маски

Дилетант
Почему так плохо, когда все хорошо Почему так плохо, когда все хорошо

Откуда приходит кризис среднего возраста и как не дать ему обрушить все

Men Today
Перестать всех вести за руку: как быть эмпатичным руководителем в конкурентной среде Перестать всех вести за руку: как быть эмпатичным руководителем в конкурентной среде

Как быть лидером, который даст команде свободу творчества и приведет к цели?

Forbes
Я — сноб: издатель Елена Шубина Я — сноб: издатель Елена Шубина

Редактор и издатель Елена Шубина — в чем залог успеха

СНОБ
Бангкок. О, это счастливый город! Бангкок. О, это счастливый город!

«Город – вечное сокровище» – это древнее название тайской столицы

Зеркало Мира
Как сделать седые волосы мягкими и блестящими: вот что используют бьюти-эксперты Как сделать седые волосы мягкими и блестящими: вот что используют бьюти-эксперты

Как поддержать красоту и здоровье седых волос?

VOICE
Как успокоить кошку во время течки: советы, которые облегчат жизнь вам и питомцу Как успокоить кошку во время течки: советы, которые облегчат жизнь вам и питомцу

Как помочь кошке во время течки и предоставить ей достаточный комфорт

ТехИнсайдер
81% работающих на удаленке россиян раздражают долгие рабочие созвоны с коллегами 81% работающих на удаленке россиян раздражают долгие рабочие созвоны с коллегами

Удаленные работники предпочитают решать рабочие вопросы письменно

Forbes
Титан на небесах и в морских глубинах Титан на небесах и в морских глубинах

Как открыли, изучали, добывали и использовали титан

Наука и Техника
Еще немного Еще немного

8 привычек, которые мешают сбросить последние лишние килограммы

Лиза
«Паразитизм женского пола»: как философы и феминистки осмысляли патриархат «Паразитизм женского пола»: как философы и феминистки осмысляли патриархат

Говоря о неравенстве, мы часто упоминаем патриархат. А что это вообще такое?

Forbes
Игра в невозможность перевода: роман об одиночестве и семейных тайнах Игра в невозможность перевода: роман об одиночестве и семейных тайнах

Отрывок из романа Лены Элтанг «Каменные клены» об одиночестве

Forbes
CycloTech показала дизайн двухместного шестироторного цикложира CycloTech показала дизайн двухместного шестироторного цикложира

CycloTech показала дизайн двухместного шестироторного цикложира

N+1
Открыть в приложении