Чем опасны моторы класса Евро-0 и долго ли их еще будут выпускать в России?

РБКАвто

Классовые разногласия

Чем опасны моторы класса Евро-0 и долго ли их еще будут выпускать в России вместо Евро-5

Автор: Сергей Иванов

Фото: Антон Ваганов / ТАСС

Российские автоконцерны начали возвращаться к выпуску автомобилей с моторами, отвечающими современному экологическому стандарту Евро-5. Однако до 1 февраля 2024 года у них сохраняется право ставить двигатели менее строгого стандарта Евро-0. Чем отличаются автомобили заниженного экологического класса и каковы будут возможные экологические последствия от их использования?

Зачем отменили Евро-5

Необходимость в смягчении технических требований к выпускаемым в России автомобилям возникла весной 2022 года, когда стали наблюдаться проблемы с поставками импортных комплектующих. 12 мая 2022 года правительство РФ приняло постановление о временном возврате к национальным нормам технического регулирования, и уже 21 мая они вступили в силу.

В частности, это позволило крупным автопроизводителям выпускать продукцию, более не соответствующую требованиям Евро-5 — этот стандарт был обязателен в России и странах Таможенного союза с 2019 года.

Фактически заводы получили право делать моторы класса Евро-0. Как уточняли тогда в пресс-службе Минпромторга, правилами действительно предусмотрена возможность выпускать автомобили экологических классов ниже действующих: Евро-0, 1, 2, 3, 4. «Допускается выпуск в обращение транспортных средств всех экологических классов», — пояснили в ведомстве в ответ на запрос «РБК Авто» (Autonews.ru).

Но если бы производители восприняли эту льготу буквально, это означало бы возврат к еще советским стандартам двигателестроения, с карбюраторным впрыском топлива и отсутствием каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. На практике российские заводы еще к началу 2000-х годов перешли на инжекторный впрыск и смогли обеспечить уровень выбросов Евро-2.

Фото: Shutterstock

В отсутствие импортных компонентов отечественные заводы были вынуждены отказаться от Евро-5 и вернуться именно к Евро-2. Этот стандарт правительство приняло в качестве минимально допустимого с 1 июня 2023 года. При этом его использование было продлено до 1 февраля 2024 года.

В Минпромторге подчеркивали, что такие машины будут легальны для использования в России на протяжении всей их службы. Однако на автомобилях пониженного экологического класса нельзя выезжать в соседние страны, даже в рамках Таможенного союза. Исключением стала лишь Белоруссия.

Под крупными автопроизводителями в данном случае подразумевались компании, использующие отечественные силовые агрегаты. Это ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, а также грузовые заводы КАМАЗ и «Урал». Разрешение на производство транспортных средств в соответствии с правилами российские изготовители получили, в частности, на следующие модели:

  • основная линейка двухосных и трехосных транспортных средств и шасси «КАМАЗ»;
  • вся линейка транспортных средств марки «УАЗ»;
  • автобусы ПАЗ-3205;
  • автомобили и шасси ГАЗ-3302 («Газель Бизнес», «Соболь»);
  • автомобили Lada-2190 (Lada Granta).

На предприятия, собирающие иномарки, послабления не распространялись. Однако к лету 2022 года почти все они были остановлены, за исключением заводов по сборке машин из китайских машинокомплектов. Это предприятие Haval в Тульской области, к которому к концу года присоединился «Москвич», выпускающий модели JAC под собственным брендом.

В настоящий момент российские бренды уже предлагают как машины с моторами Евро-5, так и Евро-2. АвтоВАЗ начал возвращать Евро-5 с сентября 2023 года. УАЗ предлагает оба варианта, причем машины с Евро-2 дешевле. ГАЗ продолжает ставить на свои грузовички дизельные моторы Евро-2 серии G21, при этом более доступный бензиновый вариант соответствует Евро-5. Согласно данным КАМАЗа, все их современные модели соответствуют Евро-5.

Фото: Егор Алеев / ТАСС

Сколько в стране машин пониженного экокласса

По словам эколога, советника директора ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России» Анастасии Кузнецовой, в России и без того достаточно автомобилей, не соответствующих не только Евро-5, но и даже Евро-0.

«По состоянию на 1 января 2023 года автомобильный парк Российской Федерации насчитывает 60 453 843 транспортных средства, из них 23,5% составляют транспортные средства пятого и шестого экологического класса, при этом для 24,9% механических транспортных средств экологический класс не установлен», — отмечает эксперт.

Речь идет об автомобилях, выпущенных в обращение до 2006 года, когда в России впервые начали действовать требования к экологическому классу. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЭБ), с мая 2022 года, когда технические требования упростили, и по сентябрь 2023 года в России было продано 327,7 тыс. автомобилей Lada, 61,1 тыс. легких коммерческих автомобилей «ГАЗ», а также 46,5 тыс. внедорожников и грузовиков «УАЗ». Производители не раскрывают долю машин с моторами экологического класса ниже Евро-5.

В Минпромторге подчеркивают, что решение о продлении действия упрощенных технических требований было принято после консультаций с участниками отрасли и вызвано желанием не допустить простоя производства из-за дефицита ключевых компонентов и необходимостью насытить рынок новыми автомобилями.

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Что говорят экологи о Евро-5

Эксперты отмечают, что ключевым отличием Евро-5 от Евро-2 и тем более Евро-0 является содержание вредных для человека веществ в выхлопных газах.

Эколог, основатель экологического сервиса «Сохрани лес» Андрей Хорошилов предупредил об опасности роста числа раковых заболеваний в России.

«Оксиды азота (NOx) и частицы (PM), выбросы которых регулируют стандарты, повышают риск возникновения респираторных, сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. Чем совершеннее стандарт, тем с меньшей вероятностью эти вещества окажут воздействие на организм. Но для ощутимых последствий от возврата к Евро-2 потребуются долгие годы аккумуляции накопительного эффекта. Повод для тревоги появится, если не уходить от Евро-2 в течение нескольких лет», — объяснил эксперт.

Однако, подчеркивает Хорошилов, стандарты Евро вообще не регулируют уровень выбросов парниковых газов, представляющих угрозу уже для окружающей среды. С ним согласна и эколог Анастасия Кузнецова: «В выхлопных газах современного автомобиля содержится свыше 200 различных веществ, большинство из которых являются токсичными. Основными нормируемыми вредными компонентами выхлопных газов двигателей автомобилей являются оксиды углерода, азота и углеводороды. При этом необходимо понимать, что первостепенное значение при расчете объемов выбросов выхлопных газов от автотранспорта имеет объем сожженного топлива, а не стандарт выбросов».

Эксперты, впрочем, сходятся во мнении, что чем современнее автомобиль и чем выше его стандарт Евро, тем экономичнее будет его мотор, что, в свою очередь, сказывается и на общих объемах выхлопов.

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Зачем российским автомобилям нормы Евро

По словам независимого консультанта в области автопрома Сергея Бургазлиева, поэтапное введение норм Евро для автомобилей стало следствием присоединения России к Киотскому протоколу. Это дает стране право продавать квоты на выброс углекислого газа государствам с худшим соотношением количества вредных выбросов к размеру их территорий. Взамен такого права Россия обязалась вводить у себя ограничения на вредные выбросы, в том числе для автомобилей.

При этом для РФ были сделаны некоторые поблажки, позволяющие переходить на новые стандарты позже Европы. Нормы Евро-0 и Евро-1 Россия пропустила, Евро-2 были введены в 2005 году, на десять лет позже Европы, Евро-3 стали обязательными в 2008-м, Евро-4 — в 2013-м, а Евро-5 — в 2019 году.

Эксперт пояснил, что были еще две причины введения европейских стандартов. Во-первых, это возможность экспорта автомобилей российского производства в другие страны. А во-вторых, если бы машины в России не соответствовали принятым нормам, на них нельзя было бы путешествовать в Европу. Речь шла не только об автомобилях российских марок, но и об иномарках российской сборки.

Говоря об отличиях моторов Евро-2 и Евро-5, Бургазлиев отметил, что в бензиновых двигателях пятого класса применяются более сложные топливные системы и иные нейтрализаторы отработанных газов. В случае с дизельными моторами стандарт Евро-5 требует либо применения системы рециркуляции отработанных газов, либо впрыска мочевины. В Евро-2 без этого можно обойтись.

В мае 2022 года, комментируя уход иностранных концернов из России, глава Минпромторга Денис Мантуров отмечал, что те из них, кто сохранил право обратного выкупа заводов, обязались помогать с поставками автокомпонентов своим оставшимся в России партнерам. Однако в итоге для возврата к Евро-5 пришлось все же искать отечественные решения. В частности, АвтоВАЗ отчитался о локализации в России блоков управления двигателями и создании отечественного программного обеспечения.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как изменились цены на популярные автомобили в России. Список Как изменились цены на популярные автомобили в России. Список

Как изменились цены самых популярных автомобилей на российском рынке

РБК
ДНК из 30-тысячелетних зубов указала на потенциально древнейшее погребение маленькой девочки ДНК из 30-тысячелетних зубов указала на потенциально древнейшее погребение маленькой девочки

Ученые исследовали молочные зубы и подвески из пещеры Борсука

N+1
Она возвращается Она возвращается

Почему фильм «Бэтмен» вряд ли будет похож на привычный блокбастер DC

Glamour
Многоженство и бытовое насилие: против чего выступают феминистки Узбекистана Многоженство и бытовое насилие: против чего выступают феминистки Узбекистана

Феминистки Узбекистана о защите женских прав и силе консервативных традиций

Forbes
Женское чутье: как работает обоняние и почему во время беременности от всего тошнит Женское чутье: как работает обоняние и почему во время беременности от всего тошнит

Отрывок из книги «Суперчувства» о том, как женщины воспринимают вкус и запах

Forbes
Почему и когда вампиры начали ненавидеть оборотней Почему и когда вампиры начали ненавидеть оборотней

Почему началось соперничество между самыми известными мистическими существами?

ТехИнсайдер
Секрет исполинов: почему космические ракеты такие большие Секрет исполинов: почему космические ракеты такие большие

Почему сами ракеты такие большие, если выводимый ими груз такой маленький?

ТехИнсайдер
Секреты крепкого иммунитета: как сохранить здоровье в сезон простуд Секреты крепкого иммунитета: как сохранить здоровье в сезон простуд

Как укрепить иммунитет и помочь организму сохранить бодрость осенью?

ТехИнсайдер
Бесконтактные платежи: насколько они безопасны Бесконтактные платежи: насколько они безопасны

Стоит ли переживать, если вы потеряли смартфон с системой бесконтактных платежей

CHIP
Олеся Судзиловская: «Это был достаточно смелый шаг для меня, но я на него решилась» Олеся Судзиловская: «Это был достаточно смелый шаг для меня, но я на него решилась»

Олеся Судзиловская обсудила модные тенденции и образы на красных дорожках

Караван историй
Расти большой! Расти большой!

Как реагировать на внезапное «мама, у меня болит» от подростка?

Лиза
«Свекровь стыдит меня за бесплодие»: как прекратить нападки «Свекровь стыдит меня за бесплодие»: как прекратить нападки

Что делать, если свекровь стыдит невестку за бесплодие или нежелание иметь детей

Psychologies
Самая откровенная рецензия на фильм «Гардемарины 1787. Мир» Самая откровенная рецензия на фильм «Гардемарины 1787. Мир»

«Гардемарины 1787. Мир» — отнюдь не контрабанда, хотя выглядит именно так

Maxim
«Новый вызов для лидеров нашего времени» «Новый вызов для лидеров нашего времени»

Кому нужно ESG-образование, зачем и чему учиться

РБК
Что делать, если мне не нравятся увлечения мужа: мнение психолога Что делать, если мне не нравятся увлечения мужа: мнение психолога

В паре могут возникнуть разногласия и конфликты, связанные с увлечениями

Psychologies
Знак свыше. Кто придумал радиозонд Знак свыше. Кто придумал радиозонд

Благодаря этому человеку ученые научились определять, какой будет погода

СНОБ
Федор Лавров: «Я охочусь за историями людей, историями становления или разрушения их характеров» Федор Лавров: «Я охочусь за историями людей, историями становления или разрушения их характеров»

Федор Лавров — о том, каково быть ребенком известных родителей

Коллекция. Караван историй
Палеогенетики прочитали геном сына Александра Невского Палеогенетики прочитали геном сына Александра Невского

сын Александра Невского оказался связан со скандинавами и степными кочевниками

N+1
Со скоростью звука Со скоростью звука

Как новая форма знакомого контента может вызвать взрывной рост аудитории

Правила жизни
Геологи нашли остатки исчезнувшей древней океанической плиты Палеотихоокеанского супербассейна Геологи нашли остатки исчезнувшей древней океанической плиты Палеотихоокеанского супербассейна

Понтийская плита была размером с четверть современного Тихого океана

N+1
«Без тяжелого люкса». Как изменились тренды на обустройство квартир «Без тяжелого люкса». Как изменились тренды на обустройство квартир

Какие планировки, ремонты и интерьеры популярны у обеспеченных москвичей

СНОБ
7 интересных сериалов, в которых на первый взгляд ничего не проиcходит 7 интересных сериалов, в которых на первый взгляд ничего не проиcходит

Почему от этих сериалах, которые топчутся на месте, мы не можем оторваться?

Maxim
О Моцарте и Сальери О Моцарте и Сальери

Тема часов, отведенного человеку времени была весьма значима для Моцарта

Знание – сила
Маск и Люцифер вошли в чат: как стартап Character.AI меняет индустрию развлечений Маск и Люцифер вошли в чат: как стартап Character.AI меняет индустрию развлечений

Character.AI — первый шаг к тому, что боты заменят людей?

Forbes
Преступление, наказание и похмелье Преступление, наказание и похмелье

Из чего складывается петербургский миф современных российских сериалов

Weekend
10 цитат психолога Карла Роджерса, которые помогут понять ценность самореализации 10 цитат психолога Карла Роджерса, которые помогут понять ценность самореализации

10 цитат из трудов психолога Карла Роджерса

Psychologies
10 правил самоанализа для начинающих предпринимателей 10 правил самоанализа для начинающих предпринимателей

В начале пути предпринимателям нужно подумать над своими личными качествами

Inc.
Не по размеру: какие заблуждения мешают российским стартапам выходить на IPO Не по размеру: какие заблуждения мешают российским стартапам выходить на IPO

Почему стартапам стоит присмотреться к первичному размещению акций (IPO)

Forbes
Что такое торрент, и как он работает: просто о сложном Что такое торрент, и как он работает: просто о сложном

Торренты, сиды, пиры, личи, пиринговые сети — что скрывается за этими словами?

CHIP
Опасный маневр: почему дельфины так любят плыть впереди корабля? Опасный маневр: почему дельфины так любят плыть впереди корабля?

Из-за каких причин дельфины плавают прямо перед носом корабля?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении