Лучше, чем люди: могут ли цифровые «двойники» стать проблемой для общества
На рынке все больше сервисов, позволяющих создать цифровую копию человека, которая может превосходить «оригинал» по тем или иным параметрам. Вскоре развитие технологий позволит бизнесменам и политикам общаться от имени цифровой личности так, что клиенты и избиратели даже не заметят подмены, а большим брендам — проводить свои маркетинговые кампании. О рисках, связанных с этим процессом рассказывает преподаватель НИУ ВШЭ Анна Подпрятова.
В 2016 году бывшая российская журналистка Евгения Куйда запустила проект Luka, который позволил ей продолжить виртуальное общение с трагически погибшим другом. Тогда это был чат-бот, который, используя переписки в соцсетях, позволял общаться с умершими. Новость обескураживала — в то время мировые СМИ и пользователи соцсетей как раз начали рассуждать на тему этики цифрового наследия. Со временем стартап журналистки вырос в приложение Replika, позволяющее общаться с виртуальным другом, с которым можно не чувствовать себя одиноким. Сейчас же сервисы типа Doppl обещают сделать цифрового клона из кого угодно. Причем в различных форматах — фото, аудио, видео, текст. С помощью Doppl можно, например, поддерживать связь с цифровыми копиями известных людей. А подобные HeyGen labs сервисы помогают уже самим авторам контента звучать для своих подписчиков на разных языках мира. Это позволяет лидерам мнений уже сегодня расширять свое влияние, стирая границы.
Аватары на конвейере
Для тех, кто сегодня строит свой персональный бренд есть и другие сервисы, которые позволяют легче увеличить собственное присутствие в медиа и сделать его максимально позитивным. Все эти сервисы работают, как правило, с реальным исходником, предоставляя в итоге отполированный результат.
- Lovo.ai или Murf могут клонировать голос и улучшать его. Или создать новый с определенными интонациями;
- BrandYourself поможет проанализировать ваш цифровой след и «зачистить» некоторые хвосты;
- Jasper.ai снимет с вас бремя подбора идей для контента;
- Midjourney или Кандинский могут найти новое визуальное решение в любом контексте;
- Самая медийная нейросеть мира ChatGPT прекрасно заменит «линейного» райтера и аналитика;
- Captions позволит вам начитывать любой текст при съемке, но на видео надо смотреть прямо в камеру. Сервис поможет написать титры, исправит оговорки и даже синхронизирует ваше движение губ в нужном направлении.
Подобных сервисов уже десятки, процесс создания цифровых аватаров привел к тому, что сегодня у любого желающего есть возможность без грандиозных затрат управлять своим цифровым образом. Это понимают не только IT-компании и крупные бренды, но и представители мира политики и медиа. Последним только предстоит нащупать оптимальное взаимодействие с новыми технологиями, пока же видно, что нейросети в этой гонке обгоняют любое регулирование. И здесь кроется самая главная опасность — опасность подмены и манипуляций. Google только недавно задумался о дополнительной маркировке созданного при участии ИИ контента, после того, как противники Дональда Трампа сгенерили фейковое фото, где экс-президент США обнимает бывшего директора Национального института изучения аллергических и инфекционных заболеваний Энтони Фаучи, которого резко критиковал во время пандемии.