«Субстанция»: безумный боди-хоррор с Деми Мур о страхах стареющей кинозвезды
19 сентября в прокат вышел фильм «Субстанция», удостоенный награды за лучший сценарий на Каннском кинофестивале-2024. Агрессивный фильм-манифест француженки Корали Фаржа рассказывает историю стареющей кинозвезды, которая пытается вернуть себе молодость с помощью загадочного препарата. Forbes Woman рассказывает, почему эта картина имеет все шансы стать классикой феминистского кино.
Когда-то Элизабет Спаркл (Деми Мур) была настоящей кинозвездой и купалась во всеобщей любви. Теперь, в свои 50 она довольствуется съемками в популярном фитнес-шоу на телевидении, но ее карьера экранного тренера по аэробике стремительно близится к концу. Элизабет явно получает удовольствие от физических упражнений, великолепно выглядит и чувствует себя уверенно в кадре. Но ее увольняет босс с говорящим именем Харви (Деннис Куэйд) — потому что «в 50 у женщин все останавливается». Обладательница именной звезды на «Аллее славы» погружается в депрессию и не понимает, что ей делать дальше.
По наводке знакомого медбрата она приобретает нелегальный препарат «Субстанция», который обещает сделать ее лучшей версией себя. После инъекции кислотно-зеленого вещества из Элизабет буквально выходит наружу ее более молодая версия — Сью (Маргарет Куолли). Инструкция к «Субстанции» гласит, что потребитель и его идеальная версия должны меняться местами каждые семь дней, чтобы поддерживать баланс и питать друг друга. Ненасытная Сью, которая без труда превращается в новую звезду фитнес-шоу, быстро забывает о том, что они с Элизабет — единое целое, и постепенно начинает высасывать из женщины все соки. Той придется дать отпор своему альтер-эго, пока не стало слишком поздно.
Новый французский экстрим
Корали Фаржа, чья провокационная «Субстанция» (по ее же сценарию) произвела фурор на 77-м Каннском кинофестивале, — далеко не первая французская постановщица, которая исследует фобии, переживания и проблемы женщин через боди-хоррор.
У истоков «нового французского экстрима», как называют эту волну кино с гиперреалистичным изображением экстремальной жестокости, стояла бесстрашная Клер Дени — в фильме «Что ни день, то неприятности» (2001) она использовала каннибализм в качестве метафоры сексуального раскрепощения. По сюжету вампирша Кора (инфернальная Беатрис Даль) пожирала плоть мужчин, с которыми спала, и никак не могла насытиться. Портрет женщины, ставящей превыше всего собственные желания, получился одновременно очень смелым и омерзительным — настоящим вызовом патриархальному обществу.
Следом за Клер Дени к боди-хоррору обратилась еще одна французская постановщица — Марина де Ван. В 2002 году режиссер представила камерный ужастик «В моей коже», где исполнила главную роль. Шокирующий фильм исчерпывающе описывал трагедию женщины, которая беспрервывно искала смысл жизни, чувствовала себя одинокой в компании успешных знакомых и на фоне полного отчаяния начала резать и поедать саму себя.