Опыт, который имел реальную цену: 3 бизнес-ошибки основательницы exeDrive Юлии Воликовой
Самые полезные навыки в бизнесе, как и в любом деле, приобретаются на практике. Чтобы вырасти как руководитель, важно учиться на своих ошибках, а еще лучше — анализировать чужие, чтобы за ценный опыт не пришлось расплачиваться собственными деньгами. О своих предпринимательских неудачах рассказала Inc. основательница акселератора для маркетологов exeDrive Юлия Воликова.
Многим кажется, что ошибки совершают в основном начинающие предприниматели, ведь сложнее всего управленцу приходится на старте, пока нужные навыки еще не накоплены. Однако это распространенное заблуждение: оступиться способен как новичок, так и CEO со огромным стажем, а причины могут быть самыми разными.
«Я совершила огромное множество ошибок, — говорит Юлии Воликова, рассуждая о своей работе в качестве руководителя разных проектов, — Некоторые из-них повлекли серьезные последствия и обошлись мне достаточно дорого». Предпринимательница поделилась неудачным опытом запуска продукта и найма менеджера для проекта, а также рассказала о мероприятиях, которые чуть не сорвались в последний момент.
Юлия Воликова
(карточка предпринимателя)
- Окончила Алтайский государственный университет по специальности «менеджмент организаций и маркетинг».
- За свою карьеру с 2006 года запустила более двенадцати стартапов.
- Обучалась предпринимательству и маркетингу в Кремниевой долине в Калифорнии (США).
- В 2017 запустила акселератор для маркетологов exeDrive, который вошел в топ-30 лучших технологических проектов «Сколково».
Ошибка №1. Гипотеза, которая не сработала
В начале 2010-х годов, когда инфобиза и LMS-систем [learning management system — система управления обучением, — сервис, который дает возможность создавать образовательные онлайн-программы. — прим. ред.] было гораздо меньше, чем сегодня, Юлии Воликовой пришла идея создать инструмент, позволяющий организовать прогрессивное корпоративное обучение для компаний. «Вместе с командой айтишников мы около 9 месяцев делали интерфейс, придумывали разные „фичи“, и, когда сделали, как нам казалось, что-то идеальное, вышли на рынок», — вспоминает предпринимательница.
Продукт назывался SmartEasy и представлял из себя онлайн-кабинет для создания собственных курсов: с помощью системы можно было загружать обучающие видно, создавать тесты, комментировать выполнение заданий и т. д. Проект должен был стать чем-то наподобие ныне популярной платформы GetCourse, которой еще не существовало.
Однако когда Воликова с командой начали пытаться продать свою разработку потенциальным клиентам, стало понятно, что их решение было неактуально: «Мы получили много неоднозначной обратной связи — бизнесу действительно нужен был инструмент для запуска курсов, но больше всего их интересовала возможность получать аналитику вовлеченности аудитории, темпов охвата материала и других подобных метрик, — объясняет Юлия, — Мы этого не предусмотрели». По словам предпринимательницы, команда также получила негативные отзывы о внутренней структуре платформы: клиенты хотели более упорядоченной подачи материала.