«Коч — судно полярных мореходов XVII века. Новые данные»
Что мы знаем о технологии их строительства
Богатая традиция народного судостроительства в конце XVII — начале XVIII века во многом позволила России совершить рывок в развитии военно-морского флота. Однако о судах допетровской эпохи ученым известно крайне мало. В книге «Коч — судно полярных мореходов XVII века. Новые данные» (издательство «Paulsen») историки Евгений Вершинин и Павел Филин, археолог и судомоделист Сергей Кухтерин, а также специалист по народному судостроению Михаил Неймарк рассказывают о судах, которые позволили русским мореплавателям освоить север Сибири и Дальний Восток. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель» 2024 года. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о внешнем виде и технологии строительства кочей.
Изображения кочей
Сразу отметим: в русских источниках XVII века изображений кочей не сохранилось.
Важным источником по судостроению в России в XVII века является раздел «О судах Московитов» в книге Н. Витсена «Старинное и современное судостроение и судовождение», изданной в Амстердаме в 1690 году Книга богато иллюстрирована, в том числе «на девятой гравюре под литерой A показано, как русские на лодьях в штиль или при ветре идут на веслах. Под литерой В изображена лодья величиной в 30 или 35 ласт, каковые ходят от Архангельска в Лапландию, как с товарами, так и с рыбой. Под литерой С — судно, называемое Kootsia [коч]. Они приходят от Kotsia [Кожа?], по реке Онеге, в море Belo [Белое], которое против Лифляндии недалеко лежит» [38].
Имеется изображение коча и в другой книге Н. Витсена, «Северная и Восточная Тартария» (Амстердам, 1692). На гравюре в центре изображен дощаник, слева — каюк, справа — коч.
В статье Ю. Д. Чирихина «Плавание шхуны „Полярная звезда“ в навигацию 1927 года» [134] опубликована фотография двух судов крайне архаичного вида, выполненная известным полярником Н. В. Пинегиным. Судя по описанию, эти суда направлялись с реки Лены на реку Оленёк — с выходом в Оленёкский залив Северного Ледовитого океана. Вот как автор описывает встречу: «28 июля мы доплыли до местечка Бысыктах или Дурное на Лене, где встретили каюки, которые сплывали из города Якутска в низовье реки Лены: они должны были совершить небольшое каботажное плавание из реки Лены в дельту реки Оленёк. На странице 9 помещается фотография этих, поистине, кораблей древних викингов, которыми пользуются на Лене, наверное, уже сотни лет. Цель плавания каюков — доставка в фактории груза хозяйственных организаций, продовольствия и продуктов первой необходимости» [134, с. 8]. На фотографии в подписи суда названы «паузками», но, судя по описанию в тексте, это каюки. Суда имеют «лодейные» обводы, прямой наклонный форштевень, бортовые доски скреплены внахлест. К сожалению, на фотографии не виден тип соединения досок обшивки. Судно с прямым парусным вооружением и прямоугольным парусом. Мачта скорее всего Л-образная, видно, что ее удерживают две ванты, форштаг отсутствует. Видны шесты, которыми могли толкать судно.