«Полезное прошлое: История в сталинском СССР»
Почему историки перестали называть Ивана Грозного тираном
В сталинскую эпоху государство регулярно вмешивалось в производство исторического знания, чтобы утверждать выгодные для себя представления о прошлом. В книге «Полезное прошлое: История в сталинском СССР» (издательство «НЛО») историк Виталий Тихонов рассказывает об отношениях между сталинским режимом и исторической наукой, а также о роли профессиональных ученых в исторической политике. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о реабилитации Ивана Грозного который в учебниках, научной и художественной литературе превратился из тирана в выдающегося правителя, положившего конец феодальной раздробленности.
Культ исторических героев: Иван Грозный и Петр I
Сталину очень импонировали образы крупных исторических деятелей. Во многом это являлось общим местом для субкультуры революционеров, которая подразумевала способность увлечь людей своей харизмой. Однако Сталин не был харизматиком, да и место лидера-революционера уже было прочно зарезервировано за Лениным, поэтому в сталинском сценарии власти большую роль играли не революционеры, а созидатели великих держав. Фаворитами вождя стали Иван Грозный и Петр Великий. В них он видел своеобразные ролевые модели, особенно на последнем этапе своей жизни, когда, без сомнения, ощущал себя великим историческим деятелем. Причем Иван Грозный, изощренно искоренявший крамолу и внутренних врагов, импонировал вождю даже больше, чем строитель империи Петр.
В дореволюционной России отношение к ним было разным. Если Петр I являлся признанным гением династии Романовых и архитектором Российской империи, то на Иване Грозном лежало клеймо тирана. Во многом этот образ закрепился благодаря яркой картине царского террора, нарисованной Н. М. Карамзиным в «Истории государства Российского». От фигуры Грозного действующая власть старалась дистанцироваться, ему даже не нашлось места на памятнике «Тысячелетие России», установленном в 1862 году в Великом Новгороде.
Впрочем, российская историческая наука не давала однозначной трактовки правлению Ивана Грозного. Существовала версия, согласно которой он своим террором способствовал государственной централизации, что рассматривалось как вполне прогрессивное явление, хотя методы и вызывали осуждение.
Падение империи и последовавший за ним политический хаос создали благоприятную атмосферу для ностальгии по сильной власти. Именно в это время появилась знаменитая книга Роберта Виппера «Иван Грозный» (1922), в которой царь представлен выдающимся правителем современности, поднявшим авторитет страны и добившимся ее централизации, уничтожив внутреннюю оппозицию накануне Ливонской войны. Через некоторое время Виппер эмигрировал из СССР в Латвию. В Стране Советов его рассматривали в качестве эмигранта, представителя реакционного идеализма. Милица Нечкина в энциклопедической статье об Иване Грозном в «Большой советской энциклопедии» (1932) писала:
Эмигрировавший в 1924 г. проф. Р. Ю. Виппер в своей книге «Иван IV» (1922) создает контрреволюционный апофеоз И. IV как диктатора самодержавия, прикрывая «историчностью» темы прямой призыв к борьбе с большевизмом.
Совершенно иначе смотрел на книгу Сталин. Когда он ее прочел, неизвестно, но образ беспощадного борца с врагами государства ему понравился. В школьном учебнике под редакцией А. В. Шестакова Сталин удалял фрагменты, демонстрировавшие излишнюю жестокость царя, и вставлял примеры, характеризующие его положительно. Так появился фрагмент о том, что именно при Иване Грозном начала работать первая типография, печатавшая издания под присмотром самого царя. Из первоначального текста была вычеркнута и фраза о том, что после взятия Казани в 1552 году победители перебили всех жителей города. В целом Иван Грозный представал в качестве правителя, завершившего «собирание разрозненных удельных княжеств в одно сильное государство».