Бесконечная шутка: как анекдот Ридли Скотта про Наполеона затянулся на два с половиной часа
Когда на Венецианском фестивале в 2021 году во время презентации фильма «Последняя дуэль» сэра Ридли Скотта спросили, как он отдыхает, он очень спокойно ответил, что предпочитает работать. Несмотря на свои почтенные 85 лет Скотт с возрастом только набирает обороты и является одним из самых продуктивных режиссеров нашего времени. Он любит и сам подчеркнуть этот факт — недавно при сравнении его творчества с Мартином Скорсезе режиссер нескромно заметил, что пока Марти снимает один фильм, он успел снять четыре. Зачем нужна такая продуктивность — уже другой, сложный вопрос, на который каждый, в зависимости от степени любви к творчеству Скотта, даст свой ответ.
Исторический эпос по сценарию Дэвида Скарпа, с которым Скотт работал над фильмом «Все деньги мира», пытается охватить всю жизнь одной из самых загадочных фигур мировой истории: от никому неизвестного корсиканца, приехавшего за славой в Париж, до главного полководца Европы и первого императора Франции. Наполеон в отчужденном исполнении Хоакина Феникса быстро становится звездой после удачной осады Тулона, влюбляется в опытную вдову Жозефину де Богарне (Ванесса Кирби), довольно нелепо дорывается до власти и потом также нелепо пытается ее удержать, также как и не испытывающую от него восторга жену.
В версии британского режиссера Наполеон предстает как тщеславный остолоп, который, воспользовавшись послереволюционным бардаком в стране, смог захватить власть. Большую часть первого акта составляют комедийные геги разной степени удачности. Наполеон то скучает во время пафосных речей, то засыпает во время разговоров о политике (Феникс, любящий засыпать на пресс-конференциях, видимо, вдохновлялся личным опытом), забывает свою знаменитую треуголку, пыхтит и ноет во время битвы и что-то бормочет