«Иногда к нам относятся так, будто мы занимаемся фриковством»
«За каждой народной песней стоит человеческая история», — уверены музыканты Тина Кузнецова и Юрий Усачёв. Их группа Zventa Sventana рассказывает эти истории много лет. Амбассадоры русской традиции в шоубизнесе, муж и жена, они ищут материалы в экспедиционных архивах и придают фольклору современное электронное звучание. О любви к народной песне, поездкам по деревням России и соперничестве — в интервью ОK!
Кажется, что сейчас у группы очень вдохновляющий период: концерты, гастроли, интервью. Но так, наверное, было не всегда. Вы когда-нибудь чувствовали, что стучите в закрытые двери?
Юрий: Да, сейчас к нам присоединяется большое количество людей, которым нравится наша музыка, но так действительно было не всегда. Мы начали проект Zventa Sventana в 2005 году, и тогда не все понимали, что мы делаем.
Тина: Что было, то было. С выпуском первого альбома мы поняли, что скакнули очень далеко, что наша страна пока не готова к сложносочиненной музыке. Даже не к сложносочиненной, а к той музыке, которая вбирает в себя мировое качество и мировые тенденции. Мы возложили на себя непростую задачу — развернуть народ к его родной песне. Всё дело в том, что люди воспитываются на псевдофольклоре — это те советские композиции, которые мы знаем и считаем народными, но у их слов и музыки есть авторы. Например, песня «Виновата ли я» далеко не народная. Псевдофольклор очень отличается от старинной крестьянской культуры, которая складывалась веками. Здесь есть легкая путаница, и мы как раз пытаемся показать, что такое настоящая народная песня. Наша задача — помочь людям полюбить себя, свой род, свою подлинную культуру. Это сложный процесс — наверное, «слишком много детских травм», как поется в одной песенке, чтобы не бояться такой музыки.
Я, кстати, замечаю ироничное отношение к русской традиции, будто сейчас модно посмеяться над кокошниками и балалайками. Вы ощущали что-то подобное на себе?
Ю.: На самом деле вы правы. Иногда к нам относятся так, будто мы занимаемся фриковством. Не музыкой, а какой-то развлекухой. Мы чувствуем, что не все люди сразу понимают, откуда эти песни, почему они так сделаны, но потом вслушиваются в слова, погружаются в смыслы. Народные песни актуальны и сейчас, а мы подаем их в современном электронном ключе.