Утонченный полководец
В Китае нашли останки Цао Цао. Это как если, допустим, у нас обнаружили бы могилу главного героя «Сказания о полку Игореве» или в Риме прикоснулись к скелету Гая Юлия Цезаря (на самом деле его, как известно, сожгли). Кем был и, главное, кем стал для китайской цивилизации полулегендарный Цао Цао? Зная ответ на такой вопрос, мы многое можем понять о сегодняшних китайцах
Сначала про находку археологов. Место захоронения китайского полководца нашли еще в 2008 году в провинции Хэнань (там была табличка с его посмертным титулом). Но речь шла о двух больших залах с подземным переходом, и где была могила как таковая и сохранилась ли она вообще, долго — 10 лет — разбирались. Останки обнаружили недавно, тщательно изучали и обрабатывали. О том, что найден именно Цао Цао, заявили только теперь…
Если коротко, то Цао Цао был великим полководцем и политиком. Даты жизни: 155–220 года нашей эры, то есть закат Ханьской династии. Собственно, Цао и был этим закатом — воевал за сохранение империи, но не получилось. А еще он (подобно Игорю) — герой одной из трех самых знаменитых книг китайской цивилизации, а именно «Троецарствия», и былинный народный герой, причем очень неожиданного и специфического свойства.
Но все-таки прежде всего полководец. И вот тут начинается самое интересное по части особенностей цивилизации.
Какие есть великие китайские полководцы в народной памяти? Ну, прежде всего Юэ Фэй. Это XII век, когда в страну вторглась очередная орда (чжурчжэни). Юэ Фэй, командовавший армиями, сопротивлялся им доблестно, но был оклеветан, покончил с собой, война кончилась плохо. То есть у нас тут маршал не победы, а поражения. Патриот, уничтоженный предателями. И в народной памяти главный урок его биографии именно в этом, а не в блеске выигранных сражений.
На втором месте стоит СуньЦзы — VI век до нашей эры. Что удивительно, китайцев очень мало волнует, что Сунь разгромил минимум три армии. Он почитается даже не как военный теоретик, а как философ, автор знаменитого трактата «Искусство войны». А смысл трактата, между прочим, в том, что война — большая гадость и лучшая война, лучшее сражение то, которое ты выигрываешь еще до того, как оно началось. И поэтому иногда даже его и не начинаешь.