Упаковки пустеют
В Японии новый феномен: экономика начала расти, а товары на магазинных полках — «худеть»
Японский премьер-министр Синдзо Абэ уже семь лет ставит целью возбуждение умеренной инфляции (на уровне два процента) с тем, чтобы, мол, стимулировать инвестиции со стороны предприятий. Но желанная инфляция никак не возникает, зато наблюдается парадокс: в процессе борьбы за умеренный инфляционный уровень размер и вес товаров на магазинных полках почему-то постоянно уменьшаются. Раньше один пакет моего любимого шоколада весил 58 граммов, а ныне в нем всего 50 граммов. Вместо семи ломтиков ветчины в одном пакете теперь только шесть. И, хотя глаз потребителя радует, что на прилавках появляются одна за другой новинки в красивых упаковках, растет и раздражение — всякий раз оказывается, что содержимого в этих пакетах все меньше. Боюсь, что если и дальше процесс пойдет такими темпами, то года через два у нас в магазинах останутся одни красивые упаковки — без содержимого вовсе…
Почему происходит весь этот абсурд? Все началось с того момента, когда некие экономисты нашептали в ухо г-на Синдзо Абэ, который стремился тогда стать премьер-министром, «волшебную» мантру: если он хочет вернуть Японии утраченные позиции великой экономической державы, то необходимо запустить в стране новый инвестиционный цикл, а для этого нужно одного только добиться — инфляции на уровне двух процентов. Как только это произойдет, утверждали советчики, откроется перспектива более высоких цен и, следовательно, больших прибылей, а предприятия должны будут делать больше инвестиций, что оживит экономику, — так вот добродетельный цикл и запустится…