Юсеф Хесуани готов поделиться своими секретами зарабатывания денег

ForbesБизнес

«Мы обогнали США на полгода»: как российский бизнесмен хочет заработать на печати органов в космосе

Forbes представляет видеопроект Forbes Capital, гости которого — успешные бизнесмены и инвесторы, готовые поделиться своими секретами зарабатывания денег. Сегодняшний герой программы — управляющий партнер 3D Bioprinting Solutions Юсеф Хесуани

Елена Тофанюк, Нинель Баянова, Данил Седлов, Андрей Сатин, Алексей Корчагин, Анастасия Калинина, Андрей Родин, Ирина Казьмина

z-img_3174.jpg__1566893193__79600.jpg
Елена Тофанюк и Юсеф Хесуани

Ученый и бизнесмен Юсеф Хесуани по праву заслужил славу российского Илона Маска — он первым в мире отправил в космос 3D-принтер, на котором впервые напечатали в условиях невесомости живой орган — щитовидную железу мыши. Сейчас на этой чудо-машине, размещенной на МКС, проводятся уникальные эксперименты, которые в случае успеха смогут не только решить проблему нехватки органов, но и помочь человечеству исполнить давнюю мечту о полетах на далекие планеты. О том, как создать самый громкий биотех-стартап в России, привлечь к сотрудничеству крупнейших мировых ученых-генетиков и вывести технологию завтрашнего дня на прибыль, Хесуани рассказал журналисту Елене Тофанюк.

Сегодня у нас совершенно потрясающий гость — русский Илон Маск, россиянин сирийского происхождения, делающий бизнес на печати органов в космосе. Юсеф, здравствуйте. Спасибо, что пришли.

Спасибо за приглашение.

Вы родились в Дамаске?

Да, родился в Дамаске в 1984 году. У меня отец сириец, мама — русская. Познакомились они в Санкт-Петербурге, будучи студентами, и мама переехала в Сирию, в Дамаск.

В конце 80-х — начале 90-х мы решили переехать в тогда еще Советский Союз. И мы переехали к бабушке в Ялту. У меня мама — русская крымчанка. В Крыму в городе Ялта я пошел в первый класс школы. Первую четверть первого класса я отучился еще в Крыму, и потом мы переехали в Москву, и уже там я закончил школу с серебряной медалью и поступил на факультет фундаментальной медицины МГУ, закончил его с красным дипломом.

Но медициной вы не занимались, сразу в бизнес?

Бизнесом я занялся еще в университете на самом деле. Мы с друзьями организовали небольшую лабораторию и проводили анализы, начали с конкуренции с «Инвитро». Была очень маленькая лаборатория, которая специализировалась на нишевом типе анализов.

Почему именно бизнес? Потому что мне очень понравились слова Бориса Березовского в одном из интервью. Он говорил, что в науке и в бизнесе нет границ для самореализации.

Ничего себе у вас кумиры.

Нет, я не про кумиров, а про высказывания, которые мне близки, которые мне понравились. Это действительно так, это близко моему мироощущению, что и в науке, и в бизнесе действительно нет границ для самореализации, для реализации собственных идей.

И да, первый бизнес я сделал, еще будучи студентом. Тяжело, конечно, было и учиться, и пытаться управлять этой небольшой, мягко говоря, структурой — у нас там было порядка шести человек.

Она хоть зарабатывала деньги?

Да, она зарабатывала деньги, а в какой-то момент у нее начался бурный рост, мы с учредителями перестали быть курьерами и позволили себе нанять курьеров.

Кстати, именно на базе занятия бизнесом, связанным с этой небольшой лабораторией, я и познакомился с Островским Александром Юрьевичем (врач и предприниматель, основатель медицинской компании «Инвитро».— Forbes).

Вы предугадали мой вопрос, я только хотела спросить: где вы его встретили?

Я его на самом деле знал и до этого. Я знал его еще со школьных времен, потому что он папа подружки моей одноклассницы. Мы жили в соседних домах и, в общем, дружили, но я никогда не интересовался, чем занимаются родители моих друзей. Я знал, что он (Островский) как-то связан с медициной.

Когда мы занимались лабораторной диагностикой, уже тогда проявилось влечение и к бизнесу, и к науке. Те деньги, которые мы зарабатывали в этой небольшой лаборатории, мы уже тогда вкладывали в научные исследования.

Но это было просто хобби или вы хотели на этом что-то заработать?

Мы вообще не думали, что будем на этом зарабатывать, это было чистое наслаждение — заработать какие-то деньги и потратить их на то, что ты хочешь изучить сам. После окончания университета у меня возник вопрос, что делать дальше: идти в ординатуру, идти в аспирантуру или никуда не идти вообще, заниматься бизнесом. И как раз тогда началась франчайзинговая программа «Инвитро», мы уже хорошо и плотно общались с Александром Юрьевичем (Островским).

То есть вы пришли к папе подружки вашей одноклассницы...

Дело в том, что мои друзья уже открыли один медицинский офис по франшизе «Инвитро». И я сказал: слушайте, это вообще крутая история. Давайте еще вместе сделаем такую сетевую историю сейчас. Понимаете, молодые люди, когда открывают какой-то первый офис, они сразу думают не о том, как они откроют второй, а как они откроют сотый, тысячный, десятитысячный и так далее.

Я говорю: давайте попробуем. Тогда я только-только поступил в аспирантуру, только началась какая-то научная деятельность. Думаю, ладно, она сейчас немножко подождет. А я пока в это время тут открою, значит, десять, пятьдесят, сто офисов и так далее.

Как вы из этой истории прыгнули в космос?

До космоса была дорога, усыпанная терниями. В «Инвитро» всегда существовал департамент, который ищет новые технологии не только в лабораторной диагностике, но и вообще в медицине. И специалисты этого департамента периодически приносят стратегическому комитету эти проекты — мол, посмотрите, интересно или неинтересно инвестировать в новые технологии.

Одной из таких технологий, которую принес департамент, была как раз технология трехмерной биопечати. Только появлялись первые статьи, первые публикации, какие-то отчеты, где и как это может применяться.

Какой год это был?

Это был где-то 2011-2012 год. Поскольку у меня был бэкграунд в регенеративной медицине, моя дипломная работа была посвящена регенерации костной ткани, Александр Юрьевич спросил меня: «Слушай, что ты думаешь по поводу 3D-печати органов?»

Я говорю: «Александр Юрьевич, что это такое? Ну это полное безумие. Понимаете, что объединить эти две технологии настолько сложно». Он говорит: «Слушай, ну класс же! Вот если смотреть в будущее, если мечтать — класс!» «Ну хорошо, давайте мы посмотрим, мы изучим».

Надо, кстати, отдать Александру Юрьевичу должное, он сам лично встречался с передовыми учеными в этой области. Одним из таких ученых был Владимир Александрович Миронов. Он в то время работал в США. Одна из первых работ по биопечати имеет его авторство.

После того как Миронов приехал в Москву по приглашению Островского, мы переговорили с ним. Мы долго — наверное, часа четыре — не вставали из-за стола и обсуждали технологию, как она развивается, как возникла и какие у нее перспективы.

И вот после этих четырех часов я встал из-за стола и говорю: «Александр Юрьевич, ну давайте, поехали». Но чтобы быть уверенным в развитии этой технологии, я должен входить сюда не просто управляющим лабораторией, но и управляющим партнером — рисковать собственными средствами, чтобы не было у меня никаких сдерживающих факторов. Потому что всегда такие высокорисковые проекты должны быть, как говорят американцы, skin in the game. Нужно участвовать в процессе.

Можно я сейчас на секунду прерву вас? У меня вдруг мысль возникла: а вы на этой подружке не женаты случайно?

Нет. Мы, конечно, до сих пор дружим, и в общем, в очень хороших отношениях. Мы близкие друзья.

6 сентября 2013 года мы открыли лабораторию, научным руководителем которой до сих пор является Владимир Александрович Миронов, который на пятилетии (этой лаборатории) сказал мне: «Слушай, Юсеф, я до конца не верил, что мы в России откроем такую лабораторию, что я здесь буду проводить так много времени».

Да я и сейчас не верю, знаете, что вы ее открыли.

В общем, в сентябре 2013 года мы открылись. А Владимир Александрович прекрасно рисует — не с точки зрения художественной ценности, а с точки зрения доступности подачи материала.

И мы с ним накидали на бумажке стратегию, что мы будем делать с 2013 по 2020 годы. И мы это превратили сейчас в такую большую картину, она у нас висит в лаборатории. Одним из направлений как раз были новые технологии, связанные с управлением клетками посредством физических полей. Мы тогда еще ничего не думали о космосе.

Так, стоп. Про физические поля: что вы делаете? Вот на пальцах.

Думаю, многие хорошо знают технологию трехмерной печати, когда мы печатаем объекты послойно. Надо сказать, что человечество до этого создавало объекты по-другому. Мы все знаем эту знаменитую фразу: я просто беру камень и отсекаю все лишнее. Большинство объектов создавалось именно таким образом. В середине 1980-х годов была запатентована технология трехмерной печати, которая позволяла как бы наращивать объекты, то есть создавать их послойно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Работа с нестабильным графиком в молодости может привести к большим проблемам со здоровьем годы спустя Работа с нестабильным графиком в молодости может привести к большим проблемам со здоровьем годы спустя

Нерегулярный график может резко негативно повлиять на состояние здоровья позже

ТехИнсайдер
Русский монгол Русский монгол

Его называют одним из самых известных современных импрессионистов

Караван историй
«Чему меня научили 10 лет свиданий» «Чему меня научили 10 лет свиданий»

Поэт Ребекка Ансар делится открытиями, которые принесли ей десять лет свиданий

Psychologies
Подключаем одну антенну к двум телевизорам: пошаговая инструкция разводки Подключаем одну антенну к двум телевизорам: пошаговая инструкция разводки

Делим эфирное телевещание с одной антенны на два телевизора

CHIP
«Ценовая война губительна для рынка»: глава YouDrive о сделке с Mail.ru Group и конкуренции с «Яндексом» «Ценовая война губительна для рынка»: глава YouDrive о сделке с Mail.ru Group и конкуренции с «Яндексом»

Совладелец и гендиректор каршерингового сервиса Борис Голиков

Forbes
Навальный нашел у семьи первого вице-мэра имущество на 6,5 млрд рублей Навальный нашел у семьи первого вице-мэра имущество на 6,5 млрд рублей

Семье первого вице-мэра Москвы принадлежит имущество на 6,5 млрд рублей

Forbes
Камеры начали проверять ОСАГО. Что необходимо об этом знать Камеры начали проверять ОСАГО. Что необходимо об этом знать

Какие камеры научились проверять наличие полисов ОСАГО

РБК
Лучшие цитаты фитнес-фриков о тренировках Лучшие цитаты фитнес-фриков о тренировках

Собрали для вас цитаты тех, кому не чужд фитнес

Psychologies
Давай начистоту Давай начистоту

Откуда берутся прыщи, если подростковый возраст давно позади?

Лиза
Черные лебеди России. Почему события лета 2019-го могут стать предвестниками перемен Черные лебеди России. Почему события лета 2019-го могут стать предвестниками перемен

События, которые вполне могут определить новый вектор нашей внутренней политики

СНОБ
Как дожить до 100 лет: 9 привычек долгожителей Как дожить до 100 лет: 9 привычек долгожителей

Образ жизни определяет не только ее качество, но и продолжительность

Популярная механика
По делу о массовых беспорядках в Москве 27 июля арестованы еще трое подозреваемых По делу о массовых беспорядках в Москве 27 июля арестованы еще трое подозреваемых

Суд отправил под арест еще троих фигурантов дела о массовых беспорядках

Esquire
Конец банковской тайны? Что изменится после решения Федерального суда Швейцарии Конец банковской тайны? Что изменится после решения Федерального суда Швейцарии

Как изменится банковская система Швейцарии?

Forbes
И снова здравствуйте И снова здравствуйте

Рассказываем, почему не стоит возобновлять отношения с бывшим

StarHit
Нелли Блай — женщина, стоявшая у истоков журналистских расследований Нелли Блай — женщина, стоявшая у истоков журналистских расследований

В числе первых, кто взялся за серьезные темы, была журналистка Нелли Блай

Esquire

Февральской ночью 1893 года Тулуз-Лотрек, как обычно, отправился в «Мулен Руж»

Караван историй
Удар по точкам Удар по точкам

Расширенные поры доставляют немало хлопот и портят настроение

StarHit
Кроссоверы Jaguar. В погоне за новациями не теряйте уважения к традициям Кроссоверы Jaguar. В погоне за новациями не теряйте уважения к традициям

F-PACE — настоящий Jaguar, с характером и харизмой

4x4 Club
Конструкторское бюро Конструкторское бюро

Уже завтра мы (возможно) будем кастомизировать собственных детей

Glamour
Идеи для бизнеса. Три мнения о Volvo S90 Идеи для бизнеса. Три мнения о Volvo S90

Как шведам удалось почти догнать лидеров сегмента

РБК
Марина Зудина: Марина Зудина:

С Олегом Павловичем я ощущала себя абсолютно защищенной

Караван историй
Николя Деженн: Николя Деженн:

Арт-директор Givenchy по макияжу Николя Деженн

Караван историй
Осень 2019 дизайнеры объявили сезоном Уильяма Шекспира Осень 2019 дизайнеры объявили сезоном Уильяма Шекспира

Носим платья с рукавами, как у Джульетты, и вещи с высокими воротниками-фрезами

Vogue
У Эстонии возникли вопросы к проекту самого длинного железнодорожного тоннеля в мире У Эстонии возникли вопросы к проекту самого длинного железнодорожного тоннеля в мире

Таллин и Хельсинки предложили соединить подводным железнодорожным тоннелем

Forbes
Выпить с умом: как «Роснано» и «Газпром нефть» организуют лекции ученых в барах Выпить с умом: как «Роснано» и «Газпром нефть» организуют лекции ученых в барах

В барах и кафе Москвы 1 сентября пройдет фестиваль «Удивительные вещи»

Forbes
Воображайте процесс, а не результат Воображайте процесс, а не результат

Иногда особенно приятно помечтать о том, что недоступно в повседневной жизни

Psychologies
Как жить в эпоху повышенной тревожности Как жить в эпоху повышенной тревожности

Разбираемся, в чем состоит главная причина волнения

РБК
ФНС ответила на вопрос банков о порядке блокировки личных счетов бизнесменов ФНС ответила на вопрос банков о порядке блокировки личных счетов бизнесменов

Банки стали активно блокировать личные счета предпринимателей за долги

Forbes
«Мы перестаем учить толпу» «Мы перестаем учить толпу»

Александр Ларьяновский — о вызовах, стоящих перед индустрией образования

РБК
Каждый из них достоин любви: 5 девушек о породистых животных из приютов Каждый из них достоин любви: 5 девушек о породистых животных из приютов

Девушки поделились историями о спасенных животных самых благородных пород

Cosmopolitan
Открыть в приложении