«Учеба в столице стала очень дорогой»
ЕГЭ сданы, наступило время приемной кампании в вузы. Новость этого поступательного сезона — абитуриенты все чаще ориентируются не только на престижные столичные вузы, но и на крупные университетские центры и опорные вузы своих регионов. Об изменениях в образовательной миграции «Огоньку» рассказала Ирина Абанкина, директор института развития образования НИУ ВШЭ
— Московский международный образовательный салон, прошедший этой весной, продемонстрировал среди прочего и стойкий интерес к региональным вузам. Объясняют это так: образование в Москве настолько дорого, что столица стала непоступабельной для многих абитуриентов, особенно из регионов. Так ли это?
— Да. Недавно департамент образования Москвы сообщил, что среди студентов московских вузов доля москвичей выросла до 30–37% по разным специальностям. В 2011 году, вскоре после того как Исаак Калина стал руководителем московского образования, эта доля была 12–15%. И сегодня он говорит, что увеличение числа москвичей в столичных вузах — это результат повышения качества обучения в столичных школах, стало больше выпускников с высокими баллами ЕГЭ и победителей олимпиад. Это, несомненно, справедливо. Но есть и другая сторона этого вопроса: для абитуриентов из других городов учеба в столице стала очень дорогой. В столичных вузах и проходные баллы выше, и поступить труднее, и стоимость платного обучения стала неподъемной, и с общежитиями проблемы — их не хватает, да и расположены они так, что студентам приходится два часа добираться до университета. А стоимость съемного жилья высокая. Вот абитуриенты и стали с большим интересом относиться к вузам в регионах.
В начале 2000-х годов у нас был огромный перекос в составе студентов в пользу москвичей: столичные вузы просто перестали готовить кадры для всей страны. Введение обязательного ЕГЭ в 2009 году ситуацию значительно изменило — ребята из регионов поехали учиться в Москву. Наш университет, Высшая школа экономики, поначалу был вообще вузом для детей из элитных семей, иногородних было около 15%. Сейчас у нас около половины студентов из регионов, при том что целевой прием у нас невелик. Но в целом ребят из других городов в столичных вузах в последнее время стало действительно меньше.
— И как теперь разворачивается образовательная миграция? Куда молодежь из регионов едет учиться?
— Образовательная миграция стала более активной на двух уровнях — межрегиональном и внутрирегиональном. В России сложилось несколько крупных вузовских центров, притягивающих выпускников школ. И больше ребят, особенно сельских, сейчас выбирают вузы в столицах своих регионов.
В крупные центры едут 16% выпускников школ из разных регионов. Это лучшие ребята, они выбирают Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск, Екатеринбург и Казань. К ним сейчас присоединяется Ростов-на-Дону. В основном это города со старыми университетскими традициями. Особенно популярен Томск с двумя крупными университетами — государственным и техническим. Они занимают хорошие места во многих рейтингах, по некоторым позициям даже опережают МГУ, например, по инженерному направлению, математическому, физическому, в частности по ядерным технологиям. Число иностранных студентов там лишь немногим ниже, чем в РУДН, который по этому показателю всегда был лидером. Если у абитуриентов есть выбор между Томском и Новосибирском, многие отдают предпочтение Томску. Хотя новосибирские вузы, связанные с Сибирским отделением РАН, тоже привлекательны для абитуриентов. В Казанском федеральном университете я отметила бы сильное педагогическое направление. В целом все эти вузовские центры обеспечивают своим регионам положительное сальдо образовательной миграции. В остальных регионах этот показатель пока отрицательный.
— Что это значит?
— То, что оттуда больше уезжают. Например, ребята из Нижнего Новгорода едут в Москву, а из Самары, Чувашии, Саратова едут в Казань. Ростов-на-Дону принимает ставропольцев, краснодарцев…
— Там университеты хуже?
— Дело не только в учебе. Сегодня ребята выстраивают свои жизненные стратегии дальше университетского диплома. Они выбирают города, где более интересная жизнь, насыщенный календарь культурных и спортивных событий, более развитая городская среда, высокий уровень благоустройства и безопасности, лучше обеспеченность общежитиями, больше возможностей для трудоустройства, в том числе и работы во время учебы. Больше шансов попробовать себя, найти свое место в жизни. Рынок труда очень важен, абитуриенты при поступлении думают о том, сколько они будут зарабатывать. Например, Белгород в этом отношении более привлекателен для абитуриентов, чем соседние Воронеж или Курск. Причем молодые люди из так называемых вторых городов (с населением 100, 300, а то и 500 тысяч) обнаруживают большую охоту к перемене мест, чем их сверстники из региональных столиц. Вузов в таких городах немного. Ребятам все равно надо уезжать на учебу, и они выбирают города, где лучше перспективы. Скажем, из Уссурийска больше едут в Хабаровск, чем во Владивосток, хотя последний ближе. Даже Комсомольскна Амуре для абитуриентов предпочтительней, чем столица Приморского края. Почему? В Хабаровском крае средняя зарплата 45,5 тысячи рублей, а в Приморском — на 11 тысяч рублей меньше. Вообще, Дальний Восток — регион выезжающий, оттуда уезжают семьями именно из-за ограниченных возможностей для