Щёлкающие аппараты Карла Лаутмана
Представьте следующую картину: на столе друг напротив друга стоят два телеграфных ключа и без участия человека «беседуют» между собой, используя код Морзе. Большинство слушателей этого «диалога» пожимают плечами и проходят мимо, и только один почему-то останавливается и начинает заливисто смеяться…
В чем же секрет? В том, что этот человек понимает азбуку Морзе, а ключи не просто стучат, но разыгрывают между собой классическую эстрадную репризу «Who's on First?» знаменитого американского комедийного дуэта Эббота и Костелло. Подобная идея — переложить комическую сценку в морзянку и поставить на место оригинальных исполнителей телеграфные ключи — пришла в 2003 году американскому скульптору и художнику Карлу Лаутману. Устройство получилось простое и незамысловатое: пара реле, работающих по заданному алгоритму, и все. Правда, в морзянке реприза значительно растягивается во времени относительно оригинала и длится порядка 32,5 минуты. Но терпеливому знатоку кода Морзе скетч может показаться смешным даже в таком изощренном исполнении.
Законы звука
Сам Лаутман утверждает, что звук играет одну из важнейших ролей во многих устройствах. Когда он рассказывает о звуке, создается ощущение, что перед нами как минимум мастер по созданию музыкальных инструментов, хотя на деле кинетические скульптуры американца издают разве что ритмичные щелчки. «Звук, — говорит Карл, — это просто еще одно измерение, он создает особую атмосферу вокруг работы». И в самом деле: сначала плоская картина, затем — объемная скульптура, затем — подвижный механизм, и наконец, звучащая машина. Примерно в таком ракурсе видится скульптору развитие современного искусства. Звучащие механизмы Карл Лаутман характеризует выдуманным словом «acoustinetic», «акустинетика». Хорошее словечко, можно брать на вооружение.
Если вышеописанная машина, воспроизводящая скетч Эббота и Костелло, работает по определенному закону и несет сценическое искусство в массы, то смысл большинства других акустинетических работ Карла Лаутманна не столь явственен. Характерным примером можно назвать 5-Way Metronomicon — расположенные на кубическом основании пять реле постоянного тока, смотрящие в разные стороны (на восток, запад, юг, север и вверх). Реле, замыкаясь, щелкают (одиночными звуками или целыми сериями щелчков) со случайными временными промежутками. Щелкают себе и щелкают, пока уставший зритель не нажмет кнопку выключения, спрятанную под прибором. Самое смешное, что подобное устройство на разных людей может влиять прямо противоположным образом. Кого-то Metronomicon будет успокаивать, как успокаивает порой огонь или прибой, а кого-то — откровенно раздражать своим неритмичным тиканьем.