Cкайп-терапия: эффект отсутствия
Психологическая сессия на расстоянии? Виртуальное общение с психологом? Насколько это эффективно? Можно ли таким образом оказать клиенту полноценную помощь, или это все-таки эрзац? Разобраться помогают наши эксперты, в свое время ставшие пионерами онлайн-консультирования.
За последние 10-15 лет жизнь в режиме онлайн стала для нас обыденностью. «Я работаю и общаюсь с друзьями в основном в Сети и там же делаю большинство покупок, – рассказывает 32-летний программист Олег. – Естественно, когда мне пришла в голову мысль обратиться к психологу, я собрался сделать это точно так же. Но те друзья, кому я сообщил о своем намерении, стали уверять меня, что настоящая терапия возможна только в случае личного, физического присутствия. И я засомневался». Эти сомнения понятны.
Ведь общение с психологом особое, оно отличается и от дружеского, и от любовного: мы допускаем терапевта в те уголки души, куда и самым близким людям путь порой заказан. Это сокровенный процесс. И на протяжении десятилетий в психологии вырабатывались строгие правила и условия, при которых этот процесс может благополучно разворачиваться. А онлайн-сессии меняют, корректируют или вовсе отменяют эти правила, казавшиеся незыблемыми. Так может ли быть эффективной виртуальная работа с клиентом?
Понарошку или всерьез?
«Когда в 2006 году я только начинал работать онлайн, многие уважаемые коллеги говорили, что это невозможно, никакой помощи в интернете быть не может, – рассказывает клиент-центрированный психотерапевт Виктор Меновщиков. – Я и сам сомневался: консультирование, то есть помощь в разрешении конкретных проблем, шло хорошо, а не будет ли трудностей с психотерапией, ведь она подразумевает более глубокую работу с личностью? Но когда я стал пробовать разные методы – клиент-центрированную терапию, символ-драму, десенсибилизацию движением глаз, – оказалось, что через интернет это работает так же, как и в кабинете. Теперь я убежден, что это самостоятельный вид психологической помощи».
С этим согласен психолог Андрей Вишняков, который еще студентом в середине 2000-х пробовал силы в телефонном и мейл-консультировании, а затем стал использовать для работы скайп. «Что самое важное может дать психотерапевт клиенту? – размышляет он. – То, что называется «психологическое присутствие»: я слышу тебя, я принимаю и разделяю твои чувства, я поддерживаю тебя. Это ощущение может возникнуть и в очном, и в заочном общении, даже если мы говорим по телефону, более того – даже если мы только переписываемся». Но для этого необходим высокий уровень профессионализма, подчеркивает психолог. Навык присутствия вначале должен быть натренирован в личных сессиях. Звучит многообещающе, но как быть с очевидными ограничениями, которые накладывает виртуальное общение?