Там, за горизонтом
Кризис среднего возраста — спорная история. Одни его боятся, другие считают уделом неудачников, третьи — выдумкой. Где же правда?
Герой Данте Алигьери, пройдя земную жизнь до половины, очутился в сумрачном лесу. Мы же оказываемся в пресловутом кризисе, о котором так много слышали. И да, он похож на темный лес. Как и куда из него следует выходить? Разобраться в этом нам поможет психолог Катерина Демина. Начнем с того, что любой возрастной кризис — явление не просто нормальное, но закономерное. Это важный этап в развитии человека, миновать его невозможно. Если не случился вовремя — значит, ударит потом, и куда сильнее.
Само слово «кризис» — вовсе не синоним кошмара и тупика. Это скорее поворотный пункт: «как раньше» уже не получается, а новая стратегия еще не сформировалась. Эдакий перевал, где можно отдышаться и решить, куда двигаться дальше. И если все пройдет осознанно и продуктивно, новый этап жизни принесет радость и удовлетворение. Раньше считалось, что кризис средних лет накрывает нас в период 35–45 лет. Сегодня возрастные рамки могут сдвигаться, но характерные признаки сохраняются.
Больше не могу
Ошибочно полагать, что девиз кризиса «Всего добилась, что же дальше?». Напротив, это — сожаление об упущенных возможностях. Мы сталкиваемся с естественными ограничениями, осознаем и оплакиваем их. Уже не стать чемпионкой по фигурному катанию, как хотелось в шесть лет, не выйти замуж за соседа по парте, как он предлагал в десятом классе.
В наше время культивируется идея неограниченных возможностей. Мол, главное — захотеть, просто ты мало стараешься. А вот одна бабушка в 87 взобралась на Эверест. Знаем-знаем, но на практике это достаточно утопично. Многие двери все-таки закрылись, биться в них бессмысленно. Особенно если хочется к сорока с лишним годам иметь не только диплом, но и практику. И со школьной любовью прожить молодость, а не начать роман, имея прошлые браки и троих детей на двоих.
Именно поэтому мы так любим фильмы про путешествия во времени: они позволяют фантазировать. Что было бы, сверни я в определенный момент не вправо, а влево и улыбнись другому мужчине. Решись на переезд или второго ребенка. Поступи на экономический вместо юридического.
Помимо ощущения потерянных возможностей во время кризиса появляется вопрос: кто я вообще и чего хочу? Да, я мать, специалист по подбору персонала, педагог по образованию, дочь, жена, подруга, но сама я — кто? Готовлю завтрак сыну, глажу рубашки мужу, езжу на дачу, чтобы порадовать маму.
А что я делаю для себя? У мужчин и женщин кризис проходит по-разному. Мы, как правило, первую половину жизни посвящаем партнеру, детям, внутреннему анализу, и только потом начинаем осваивать внешний мир. Мужчины же, напротив, в трудный период обращаются к себе, начинают анализировать свои чувства и эмоции и порой с непривычки плохо справляются.